Особенности педагогики как науки

Педагогика как наука имеет следующие специфические черты:

1. Особенности, связанные со структурой, включающей педагогическую практику, педагогическую теорию, уровни анализа педагогических явлений и процессов, собственные методы педагогики.

Педагогическая практика представляет собой непосредственную деятельность учителей и воспитателей, предъявляющую свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к теории и методологии науки. Педагогическая практика диктует основные направления и формы развития педагогики.

В свою очередь педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать свои научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что в окончательном итоге способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки.

Уровни анализа в педагогике позволяют всесторонне и точно исследовать педагогические явления и процессы и на этой основе делать правильные выводы об их содержании и специфике функционирования.

Методы педагогики, т.е. способы и приемы изучения педагогических явлений и процессов, дают педагогике возможность достигать нужных результатов, о которых говорилось выше.

Обычно в педагогике различают четыре уровня анализа:

I уровень, гносеологический, дает возможность правильно формулировать наиболее общие научные подходы к анализу педагогических явлений и процессов;

II уровень, мировоззренческий, включает положения о факторах формирования и развития личности ребенка и взрослого, об образовании, обучении, воспитании и педагогической деятельности как общественных явлениях;

III уровень, научно-содержательный, позволяет правильно формулировать и обосновывать законы и закономерности педагогической науки, теорию и методику обучения и воспитания людей;

IV уровень, логико-гносеологический, обеспечивает возможность правильно осмысливать предмет и объект педагогики, определение и развитие категорий науки, осуществлять определение и развитие категорий педагогики, выявлять соотношение педагогической теории и педагогической практики, связей педагогики с другими науками, формулировать положения о соотношении фундаментальных и прикладных исследований и разработок, делать прогнозы в развитии самой педагогики (см. подробнее гл. 9).

2. Особенностью педагогики является то, что она имеет дело с конкретными людьми, личностями. От того, насколько она знает последних и учитывает их различные особенности и факторы (внешние и внутренние), зависит эффективность педагогического воздействия.

Педагогика принимает во внимание внешне обусловленные характеристики личности, к которым относятся, прежде всего, социальная и групповая принадлежность, целостность и стадиальность развития.

Человек, становясь личностью и будучи объектом педагогики, формируется под влиянием окружающей среды и общества в результате целостности и стадиальности развития.

Общество в совокупности всех проявлений оказывает большое влияние на формирование личности. Например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства. Группа, микрогруппа, семья также являются важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой – совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний в ходе ее развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостатка других, если человек попадает в антисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всестороннем развитии как личности.

Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности и на каждом из которых действуют свои законы.

Педагогика принимает во внимание также внутренне обусловленные характеристики личности, к которым относятся ее анатомо-физиологические особенности и своеобразие внутриличностной интеграции и компенсации.

Человек формируется и развивается иод воздействием не только внешних, но и внутренних условий, определяющихся особенностями организма человека (особенности анатомо-физиологической структуры, физиологии ВНД, специфика процессов интеграции и компенсации в развитии личности).

Анатомо-физиологические особенности личности – это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воспитательным и другим воздействиям педагога. Например, слабое зрение и слух человека, естественно сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе обучения и воспитания.

Особенности физиологии ВНД личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: в своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д.

Интеграция в развитии личности означает, что все внутренние возможности организма человека в итоге мобилизуются на достижение его качественного формирования.

Компенсация в развитии личности означает, что, несмотря на возможность существования у того или иного человека определенных генетических или психофизиологических недостатков или особенностей, в ходе его становления и развития как личности при конкретной и настойчивой мобилизации и с помощью волевых усилий всего организма он способен достигать, хоть и позднее, своего полного индивидуального совершенствования.

При этом педагогика исходит из того, что у человека в процессе обучения и воспитания должна формироваться активная жизненная позиция, представляющая собой обусловленную конкретными социальными обстоятельствами устойчивую форму проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающую регулирующее воздействие на поведение и деятельность индивида. Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания людей, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения социальным опытом, профессиональным мастерством. Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является мировоззрение личности, ее нравственные убеждения и отношение к общественному долгу.

Основными структурными компонентами активной жизненной позиции являются:

нормативно-оценочный, включающий в себя устойчивые и всесторонне развитые знания, убеждения, отношения личности;

мотивационно-побуждающий, содержащий социально и лично значимые ведущие потребности, установки, склонности, идеалы и другие характеристики личности;

практически-действенный, отражающий постоянную готовность человека к действиям на благо общества, его устойчивые волевые усилия и высокую эмоциональную выдержанность.

Показателями проявления активной жизненной позиции выступают:

– целеустремленность и сознательность в действиях и поступках человека;

– ответственность и активность в различных видах деятельности независимо от условий, в которых они осуществляются;

– результаты деятельности и общественной активности человека, соответствующие требованиям деятельности и условиям жизни в обществе;

– реальные действия, поступки и образ жизни личности.

Активная жизненная позиция должна присутствовать как у педагогов и воспитателей, так и у учащихся. Ее наличие означает чрезвычайно большую степень ответственности всех участников педагогического процесса за взаимные действия и поступки, за качество поддерживаемых и совершенствуемых отношений его участников, за результаты учебно-воспитательной деятельности. Особую значимость приобретает активная жизненная позиция педагогов и учащихся в сложных условиях государственных, экономических и политических преобразований в обществе, когда происходят серьезные изменения и трансформации в общественном и индивидуальном сознании, во всей системе связей и отношений между людьми. Общество всегда должно быть заинтересовано в постоянном воспроизводстве и совершенствовании активности и ответственности педагогов и учащихся в их подходе к образованию, обучению и воспитанию.

Наконец, педагогика исходит из того, что обучение и воспитание являются глубоко национальными по своему содержанию, отражают многогранные традиции, национальную психологию своего народа.

Каждый народ имеет свой идеал человека, на достижение которого и направлены обучение и воспитание. Каким бы ни был этот идеал, он всегда выражает определенную степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, несет в себе народную мудрость, сформировавшуюся на протяжении всего исторического развития.

Обучается и воспитывается не абстрактный человек, а всегда представитель той или иной нации с присущими ему этнопсихологическими особенностями, к которым обычно относят своеобразие национального сознания и самосознания, особенности национального мышления, чувств и воли, специфику проявления национального характера в общении и взаимоотношениях с другими людьми.

Национально-психологические особенности опосредуют ОГЛАВЛЕНИЕ обучения и воспитания, поэтому они должны осуществляться с соблюдением следующих принципов:

этноспецифический детерминизм педагогических воздействий, предполагающий, что обучение и воспитание должны всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые понятны их объекту, соответствовали бы исторически сложившимся традициям, привычкам конкретного народа и которые учитывают влияние на этот процесс национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития;

единство национального сознания и национально своеобразной педагогической деятельности, предусматривающее, что активность педагога может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей его этнической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития;

педагогическое воздействие в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, подразумевающее осуществление всего комплекса педагогических мероприятий именно в процессе национально-специфической жизни и труда, развивающихся в соответствии с законами, национальными традициями, свойственных конкретным этносам;

развитие национальных адаптационных возможностей к педагогическим воздействиям, предполагающее, с одной стороны, наличие определенных трудностей в восприятии педагогических воздействий, особенно тогда, когда педагог является представителем другой национальности, и с другой – перспективы для приспособления, так как сам педагог и объекты его воздействия могут со временем усовершенствовать свое взаимодействие и общение.

3. Особенностью педагогики является то, что она рассматривает и изучает человека как объект воспитания и обучения, начиная с детского возраста. То, что педагогикой закладывается и учитывается в это время, развивается и совершенствуется впоследствии.

Материальной основой жизни ребенка является его организм, поэтому в качестве одного из ведущих видов его развития педагогика рассматривает общефизическое развитие, представляющее собой процесс роста организма ребенка, наращивание ловкости и силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов деятельности. В общее входит также и специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов движений, прежде всего сугубо профессиональных.

К физическому тесно примыкает трудовое развитие, включающее в себя устойчивую привычку к трудовому усилию и преодоление связанных с ним тяжелых, неприятных ощущений. Эта привычка постепенно перерастет в качество личности, называемое трудолюбием. Развит ие ребенка до степени трудолюбия означает овладение им общими и специальными трудовыми знаниями, умениями и навыками, психологическую готовность к трудовой деятельности, способность получения удовлетворения и удовольствия от труда.

Важнейшим видом является интеллектуальное развитие человека, которое представляет собой формирование у ребенка способности к овладению различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим) и органической частью которого является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Содержательной стороной интеллектуального развития является общедуховное развитие, которое включает в себя определенный объем основных научных знаний о мире и способность философской, конкретно-исторической оценки действительности. Элементом данного вида является гражданско-политическое развитие, проявляющееся в знаниях о коренных интересах различных классов и социальных групп, о политике как концентрированном выражении экономики, в способности с общегражданских позиций оценивать явления, события, процессы общественной жизни.

Большое значение в жизни ребенка имеет нравственное развитие, включающее в себя знание основных нравственных норм, правил, твердые социально ценные привычки поведения в единстве с устойчивым нравственным чувством, способностью нравственного переживания. Нравственное развитие предполагает решимость делать выбор поведения с позиций нравственных убеждений, величие и твердость духа, необходимого для последовательного и мужественного отстаивания своих взглядов.

Эмоциональное развитие ребенка выражается в его способности правильно чувственно откликаться на воздействия явлений окружающей действительности и предполагает умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, психическими состояниями.

Эстетическое развитие включает в себя способность активного идейно-эмоционального отклика на эстетические явления искусства и действительности, эстетический идеал и художественный вкус, способность эстетического восприятия, переживания, суждения, оценки.

Все виды развития сущностных сил ребенка неразрывно связаны между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, образуя целостную личность и индивидуальность.

В процессе своего формирования ребенок проходит две стадии:

1) биологическую, в течение девятимесячного развития в утробе матери;

2) социальную, в течение примерно 17–18 лет в различных формах социального развития и воспитания.

Социальная стадия имеет следующую структуру.

1. От рождения до одного года – раннее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил ребенка к первичной адаптации к жизни.

2. От одного года до трех лет – собственно младенчество. Данный период – один из наиболее плодотворных и интенсивных с точки зрения накопления ребенком социального опыта, развития его физических функций, психических свойств и процессов.

3. От трех до шести лет – раннее детство – этап перехода из младенчества в детство. Это время интенсивного накопления социально значимого опыта и умений ориентироваться в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру[1].

4. От четырех до восьми лет – собственно детство. В это время происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду.

5. От восьми до 11 лет – предподростковый период – время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству[2].

6. От 11 до 14 лет – отроческий, подростковый возраст – новый качественный этап в развитии ребенка. Его самыми характерными чертами являются: в физиологическом отношении – половое созревание, в психологическом – формирование личностного самосознания, активное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще средним школьным возрастом.

7. От 14 до 18 лет – юношеский возраст – время завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. Девушки и юноши – старшие школьники – получают некоторую подготовку в области психологии и этики семейной жизни.

На каждом этапе возрастного становления ребенку важно достигнуть необходимой для конкретного периода полноты развития, психофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями школьного обучения. Всякие попытки развития детей за счет чрезмерного напряжения в раннем возрасте неизбежно ведут к перегрузкам и переутомлению, физическим и психическим срывам.