Основы организации работы по надзору за исполнением законов администрациями СИЗО.
Осуществление надзора за исполнением законов администрациями СИЗО приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2007 № 19 возложено на органы прокуратуры субъектов РФ. Исходя из требований приказа Генпрокурора РФ от 07.05.2008 № 84 осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих вопросы содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных, на специализированных прокуроров (осуществляющих надзор в исправительных учреждениях) возлагать недопустимо.
Для выполнения поставленных задач в прокуратурах субъектов РФ создаются отраслевые структурные подразделения (отделы) или должности старшего помощника (помощников) прокурора (группа) субъекта РФ по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Начальники отраслевых отделов и старшие помощники прокуроров организуют надзор за исполнением законов администрациями следственных изоляторов, а также лично участвуют в его осуществлении. С учетом того, что СИЗО, расположенные в административном центре региона, являются по численности лиц, в них содержащихся, наиболее крупными, а в их деятельности присутствует весь перечень традиционных проблем, характерных для учреждений УИС, осуществление непосредственного надзора за исполнением законов в упомянутых следственных изоляторах целесообразно возлагать на работников аппарата прокуратуры субъекта РФ.
Вопросы организации надзора за соблюдением законов в СИЗО, а также других учреждениях и органах УИС могут регламентироваться с учетом региональной специфики приказом, издаваемым прокурором субъекта РФ. В частности, в пределах, установленных Законом о прокуратуре и приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2007 № 19, допустимо конкретизировать и уточнять порядок осуществления надзора, выделять его дополнительные приоритетные составляющие. В целях упорядочивания организации работы на уровне аппарата прокуратуры субъекта РФ, разграничения предметов ведения между структурными подразделениями, а также должностных обязанностей в отраслевых отделах (группах) в прокуратурах субъектов РФ издаются: а) положение об отделе или старшем помощнике и помощниках прокурора субъекта РФ, определяющее их правовой статус: компетенцию, функции и др.; б) распоряжение о распределении обязанностей между работниками отдела, старшим помощником и помощниками прокурора субъекта РФ. При распределении обязанностей целесообразно использовать предметно-зональный принцип и четко определять предметы ведения, взаимозаменяемость работников.
В отношении прокуратур районного звена отраслевые отделы (группы) в аппаратах прокуратур субъектов РФ выполняют функции руководства и контроля, основными формами осуществления которых являются: а) подготовка организационно-распорядительных документов по предметам ведения; б) планирование, подготовка и проведение организационных мероприятий: заседаний коллегии, оперативных межведомственных, координационных совещаний, направление их решений на места и контроль исполнения; в) анализ состояния надзора за исполнением законов в СИЗО (сбор и обобщение статистических сведений, направление на места информационных, индивидуальных писем, иных аналитических документов); г) планирование надзорных мероприятий на основе анализа состояния законности и направление заданий об их проведении; д) проведение в подчиненных прокуратурах проверок организации и состояния надзора за исполнением законов в СИЗО; е) учебно-методическая работа (проведение обучения, разработка методических рекомендаций, пособий). Перечисленными формами не исчерпываются функции руководства и контроля. Они реализуются также посредством проведения проверок при непосредственном осуществлении надзора, в том числе лично прокурором субъекта РФ и его заместителем.
Исходя из положений Закона о прокуратуре, прокурор осуществляет непосредственный надзор в форме посещения СИЗО с проверками, а также разрешения обращений граждан и лиц, заключенных под стражу.