Внушение (или суггестия)
Внушение, по общему признанию, является одним из самых действенных методов психологического воздействия. Естественно, что оно широко используется в политической рекламе, хотя сам факт этого обычно отрицается, так как внушение часто и не всегда справедливо отождествляется с манипулированием. К тому же внушающее воздействие, как правило, так тесно переплетено с убеждающим, что рассматривать их как самостоятельные весьма затруднительно.
Внушающее воздействие направлено прежде всего на чувства человека и сферу бессознательного, а через них па его волю и разум. Внушение относится к числу средств регулирования общественного поведения человека, которые применяются издавна. Такие сферы жизнедеятельности, как руководство и управление, религия, искусство, воспитание, коммуникации никогда не обходились без него. Внушение является важным компонентом человеческого общения. Особенностью внушения в отличие от убеждения является его адресованность не к логике и рассудку личности и не к способности анализировать, сравнивать и обобщать. В процессе внушения не надо что-либо логически доказывать или заставлять осмысливать, здесь действуют совершенно другие механизмы. Внушенное порождает веру во что-то. А это достигается главным образом формой сказанного – важно не что сказал, а как сказал, но сказал очень выразительно, ярко, эмоционально – так, чтобы брало за душу.
У истоков научных исследований внушения как психологического воздействия стоят различные научные направления – "философской терапии" И. Марциновского, психоанализа 3. Фрейда, рефлексологии В. М. Бехтерева, научные школы Г. Лебона, С. Сигеле, Г. Тарда, Ж. Шарко и др. Внушению в них приписывалась чрезвычайно важная роль в общественной жизни человека. Считалось, что у людей имеется даже врожденный инстинкт подчинения, проводились параллели с теорией героя и толпы, весьма распространенной на рубеже XIX и XX вв. В 1940-х гг. распространилась теория рационального внушения С. Эта, в которой предпринимались попытки объединить понимание внушающего и убеждающего воздействий. М. Шериф и Т. Коффин предлагали рассматривать внушение как функцию социального ориентирования индивида в неопределенной среде. В отечественной психологии внушение рассматривается как психологическое воздействие, направленное на бессознательную и эмоциональную сферы человека, которое помимо его воли оказывает влияние на его установки, отношения и поведение.
Исходя из психологической сущности внушения, его применение в политической рекламе преследует цели воздействия на социально-политические установки избирателей через их эмоционально-чувственную сферу для определенного влияния на их выбор при голосовании. Внушение в политической рекламе достигается в основном вербальными (специально организованная речь), невербальными (интонации, мимика, жесты, музыкальное сопровождение, цветовая гамма, символика и проч.) и текстовыми (в них заложены специальные формулы воздействия) выразительными средствами. По способам реализации внушение разделяют на прямое (императивное, т.е. преднамеренное, спланированное) и косвенное. Прямое внушение заключается в целенаправленном использовании словесных формул, которые внедряются в психическую сферу избирателя и влияют на его выбор. ОГЛАВЛЕНИЕ косвенного внушения включено в сообщаемую информацию и влияет на эмоциональное восприятие сказанного, т.е. это не что иное, как внушенные установки.
Объектом внушения в политической рекламе выступают большие группы избирателей. В то же время внушающее воздействие может быть адресно направлено на отдельные страты. Субъектами внушающего воздействия являются конкурирующие на выборах политические силы и политические лидеры.
В процессе внушения реализуются два вида воздействия на психику избирателей. Первый вид основывается на действии авторитета или доверия и связан с установившимся положительным отношением к лидерам или партиям. В данном случае воля избирателей не подавляется, они активны в своем выборе. Этот вид внушения является желаемым, так как в нем нет манипулирования. Такое внушение имеет вдохновляющий эффект. Второй вид внушения сопряжен с принуждением и зависимостью. Классический случай – безальтернативный выбор: "Из двух зол – меньшее", "Или этот кандидат, или концлагеря и репрессии" и проч. Он основывается на признании безвыходности ситуации, страхе, ощущении угрозы. В такой ситуации воля избирателя как бы подавляется из-за страха, он становится жертвой ситуации вынужденного выбора.
Методы внушения разнообразны, но их можно классифицировать и свести к нескольким основным группам:
• внушение через мотивационную сферу личности;
• внушение при помощи ссылки на авторитет высказываний "лидеров мнений";
• внушение через персонификацию;
• внушение через предупреждение;
• внушение через демонстрацию высокой уверенности;
• внушение через повторение;
• внушение через особенности речи и речевой динамики.
В то же время существуют и активно применяются в избирательных кампаниях и другие методы внушения, которые принято считать частными, так как их трудно сгруппировать по определенным основаниям. Однако в политической рекламе они используются практически повсеместно. Отметим их: "приклеивание ярлыков"; "сияющее обобщение"; "перенос", или "трансфер"; "игра в простонародность"; прием "перетасовки" или "усеченной правды"; "фургон с оркестром".
Это основные приемы и методы внушающего воздействия, которые часто применяются в отечественной политической рекламе, – достаточно вспомнить ее конкретные образцы независимо от политической ориентации авторов.
Следует отметить, что сила внушения прямо зависит от состояния сознания избирателей. Доказано, что неуверенность, заниженная самооценка, опасения, страхи, негативные ожидания, впечатлительность, слабость логического анализа, отсутствие здравого смысла в анализе ситуации являются благодатнейшей почвой для осуществления внушающего воздействия. Недаром накануне значимых выборов определенными политическими силами через СМИ делается все, чтобы такое состояние сознания было у большинства избирателей. Тогда им можно внушить, что даже самый сомнительный вариант или личность являются для них единственно верным и желаемым.
Алгоритм внушения в политической рекламе сходен с алгоритмами убеждения, заражения и подражания.