Основные виды речей
Речи сопровождают всю человеческую жизнь, так что неудивительно, что виды произносимых речей чрезвычайно разнообразны.
Общая цель речи может заключаться в том, чтобы проинформировать, воодушевить, убедить, призвать к действию, развлечь и т.д. Вполне возможно сочетание в одной и той же речи разных целей. Воодушевляющая речь не может обойтись без информации; речь, призывающая к действию, должна также воодушевлять, и т.п.
Понятно, что оратор должен ясно представлять себе основную направленность речи и в соответствии с этим строить ее. В противном случае в торжественной или траурной речи окажутся доминирующими моменты, характерные для протокольной речи или речи в дружеском кругу, а воодушевляющая речь станет напоминать развлекательную речь, уместную, скорее, на банкете.
Самым примерным образом речи можно разделить на информационные, убеждающие, воодушевляющие, призывающие к действию, развлекательные и речи по специальному поводу.
Задача информационной речи – дать новое представление об обсуждаемом предмете. Такая речь может быть повествованием, описанием, объяснением.
К информационной речи естественно предъявлять следующие требования: она не должна содержать ничего сомнительного или спорного; вызывать пытливость слушателей; удовлетворять их запросы в части получения новой информации; содержать актуальные, хорошо проверенные и не устаревшие сведения.
Убеждающая речь имеет своей целью обосновать или опровергнуть некоторое положение. В такой речи оратор всеми имеющимися в его распоряжении средствами убеждает согласиться с ним в вопросе, являющемся спорным. Но хотя убеждающая речь оказывает воздействие на образ мышления и поведение, она не представляет собой прямого призыва к действию. Такая речь окажется интересной для слушателей, если ее предметом является действительно спорный, вызывающий разногласия вопрос и если к тому же этот вопрос достаточно важен и является разрешимым.
Речь, призывающая к действию, нередко называемая агитационной речью, должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Она должна также заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, к чему призывает оратор.
Задача развлекательной речи – развлечь и потешить слушателей. Ее цель – поддержать интерес и внимание слушателей, сказать что-то занимательное и способное если не рассмешить, то заставить улыбнуться. Такие речи обычны на банкетах и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время. В развлекательной речи могут соединяться шутка и серьезная мысль, правда и вымысел. В ней почти всегда присутствуют юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, преувеличения, шутливые, но обычно не обидные выпады против той или иной группы, и т.п. Желательны конфликты, драматические моменты, контрасты.
Относительно речей по специальному поводу можно сказать, что они обращены более к чувству, чем к разуму. Можно выделить следующие основные формы таких речей: протокольная (рамочная) речь (это – приветствие, благодарность и т.п.); торжественная речь; речь в дружеском кругу; траурная речь. В таких речах важно уловить основное настроение собравшихся и выразить его в своем выступлении. Если в качестве речи но случаю кому-то вдруг требуется произнести несколько слов, не следует пугаться. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, – говорить покороче и вспомнить какую-нибудь шутку, не известную присутствующим. Но, разумеется, не в траурной речи.
Каждая из речей выделенных типов обладает своим своеобразием. И вместе с тем, как кажется, намеченные ранее принципы произнесения речи применимы – с соответствующими модификациями – к речам всех типов. Единственным исключением кажется речь по случаю, которую просят произнести неожиданно, но даже к ней можно в каком-то смысле подготовиться.
В ходе переговоров указанные четыре типа речей обычно переплетаются. В основе переговоров лежит, конечно, информационная речь. Но вполне возможны ситуации, когда один из выступающих прибегает к воодушевляющей или развлекающей речи или же к речи, призывающей к действию.