Основные условия осуществления международных автомобильных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов в европейских странах, включая Россию и многие страны СНГ, осуществляются на основе положений КДПГ, заключенной в Женеве в 1956 г. (вступила в силу для СССР (правопреемник Россия) 1 декабря 1983 г.). В латинском написании Конвенция звучит как CMR.

Данная Конвенция применяется ко всякому договору о международной автомобильной перевозке грузов. Когда место погрузки груза и место доставки, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна из сторон является участником Конвенции.

Если на части маршрута перевозки автотранспортное средство транспортируется вместе с перевозимым им грузом по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или по воздуху, настоящая Конвенция применяется ко всей перевозке в целом.

По положениям данной Конвенции автоперевозчик отвечает как за свои действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки.

Договор перевозки устанавливается международной товарно-транспортной накладной, называемой в оперативной терминологии накладной ЦМР (CMR), по латинской аббревиатуре названия самой Конвенции. Форма накладной ЦМР приведена в приложении 18.

Отправитель имеет право распоряжаться грузом, в частности, требовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или доставки груза не тому получателю, который указан в накладной. Отправитель теряет это право с того момента, когда второй экземпляр накладной переданы получателю.

Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей получателю. Перевозчик освобождается от этой ответственности, если его вины нет или имели место обстоятельства, избежать которых перевозчик не мог. Перевозчик не может ссылаться на дефекты автотранспортного средства с целью сложения с себя ответственности.

Правомочное по договору лицо может считать груз потерянным, если он не был доставлен в течение 30 дней по прошествии установленного в накладной срока доставки. Если же срок не был определен, то в течение 60 дней со дня принятия груза перевозчиком. Правомочное по договору лицо может при получении им возмещения за утраченный груз просить в письменной форме о его немедленном возвращении в том случае, если груз будет найден в течение года, следующего за уплатой возмещения.

Когда перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза и в месте во время принятия его для перевозки. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, текущей рыночной цены или обычной стоимости товара такого же рода и качества.

Кроме того, подлежат возмещению плата за перевозку, сборы и пошлины, а также прочие возможные расходы, связанные с перевозкой. Перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный просрочкой в доставке, если будет доказано, что просрочка нанесла ущерб. В случае повреждения груза перевозчик выплачивает сумму, соответствующую обесцениванию груза. Если получатель принял груз и не установил состояние груза в присутствии перевозчика, а впоследствии были определены заметные потери или повреждения, то считается, что груз был принят получателем в должном состоянии, описанном в накладной.

Подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, выполненных в соответствии с Конвенцией, может осуществляться в течение одного года. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону применяемому разбирающим дело судом приравнивается к злоумышленному поступку, срок устанавливается в три года.

Срок исчисляется:

• в случае частичной потери груза, повреждения его или просрочки в доставке со дня сдачи груза;

• в случае потери всего груза с 30-го дня по истечении установленного для перевозки срока или, если таковой не был указан, с 60-го дня по принятии груза перевозчиком;

• во всех прочих случаях по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.

Предъявление рекламации в письменной форме приостанавливает течение срока до того дня, когда перевозчик в письменной форме отверг претензию с возвращением приложенных к ней документов.

Если перевозка, условия которой определяются единственным договором, осуществляется несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик и каждый из последующих становятся в силу принятия ими груза и накладной участниками договора на указанных в накладной условиях. Перевозчик, принимающий груз от своего предшественника, вручает последнему датированную и подписанную им расписку. Он должен отметить имя и адрес на втором экземпляре накладной. Перевозчик, уплативший за ущерб, согласно положениям Конвенции имеет право взыскивать возмещение за ущерб с остальных перевозчиков, участвующих в выполнении данного договора перевозки. В случае неплатежеспособности одного из перевозчиков причитающаяся с него и не уплаченная им часть возмещения распределяется между всеми перевозчиками пропорционально приходящемуся на долю каждого из них вознаграждения за перевозку.