Основные типы контейнеров
Для классификации контейнеров используются три основных показателя: масса брутто, назначение контейнера и его конструкция.
По массе брутто различают малотоннажные (массой брутто менее 2,5 т), среднетоннажные (массой брутто от 2,5 до 10 т) и крупнотоннажные (массой брутто Юти более) контейнеры.
Малотоннажные контейнеры в настоящее время практически вышли из употребления как средство транспортировки в цепях поставок. Среднетоннажные контейнеры находят в некоторых странах применение в системах внутрипроизводственной и военной логистики. В России контейнеры массой брутто 3 и 5 т используются для перевозок во внутреннем сообщении на железнодорожном транспорте и в смешанных железнодорожно-водных и железнодорожно-автомобильных перевозках.
Крупнотоннажные контейнеры составляют основу мирового контейнерного парка, применяемого в международной торговле. Ведущая роль здесь принадлежит контейнерам серии 1 ISO длиной 20 и 40 футов.
Общепринятым измерителем количества перевезенных или переработанных крупнотоннажных контейнеров является TEU. При расчете этого показателя принимается, что один двадцатифутовый контейнер ISO соответствует 1 TEU, один сорокафутовый — 2 TEU.
Существуют также крупнотоннажные контейнеры, не соответствующие стандартам ISO. Они применяются для перевозок в отдельных странах или регионах (см. параграф 10.4) или в системах внутрифирменной логистики отдельных промышленных компаний.
По назначению контейнеры подразделяются на универсальные, т.е. не предназначенные для перевозки определенного груза, и специализированные, которые сконструированы в соответствии со специфическими особенностями конкретных грузов.
Универсальные и специализированные контейнеры, в свою очередь, различаются по конструктивным особенностям. Такими особенностями для универсальных контейнеров могут быть наличие вентиляционных устройств, загрузочных люков или открывающихся боковых стенок, облегченная съемная крыша, исполнение контейнера в виде открытой или полуоткрытой платформы и т.п.
Основными типами специализированных контейнеров являются изотермические (с холодильной установкой или только с теплоизоляцией), контейнеры-цистерны (танк-контейнеры), контейнеры для перевозки насыпных грузов, для транспортировки легковых автомобилей, контейнеры-платформы и т.д.
Некоторые тины специализированных контейнеров показаны на рис. 10.4-10.7.
Контейнеры open-top предназначены для перевозки относительно дешевых тарно-штучных грузов, не требующих особой защиты от атмосферных осадков. Отсутствие крыши облегчает погрузку и разгрузку. Для укрытия груза подобные контейнеры могут иметь гибкий раздвижной или съемный чехол из брезента или пластика.
Изотермические контейнеры предназначены для транспортировки грузов, требующих поддержания определенной температуры, а в ряде случаев и влажности. Существуют как контейнеры с принудительным охлаждением (обогревом), так и контейнеры-термосы, имеющие только теплоизоляцию. В контейнере с принудительным охлаждением поток воздуха циркулирует согласно определенной схеме (см. рис. 10.5), постоянно проходя через охладитель, который может быть дизельным или электрическим. В последнем случае необходимо постоянное подключение к внешнему источнику электропитания.
Рис. 10.4. Контейнеры с открытым верхом (open-top)
Рис. 10.5. Схема циркуляции воздуха в контейнере-рефрижераторе
Рис. 10.6. Контейнер-цистерна (tank-container)
Контейнер-цистерна предназначен для перевозки жидкостей, сжиженных газов и сыпучих продуктов. Танк-контейнер состоит из силового каркаса и цистерны, оборудованной сливной арматурой и устройствами для осуществления разгрузки под действием силы тяжести или под давлением.
Рис. 10.7. Транспортировка автомобилей в контейнере
Обычный сорокафутовый контейнер может вместить два легковых автомобиля, крепление которых внутри контейнера является достаточно трудоемким. Специальное оборудование Тгапя-Иак — система металлических рам с аппарелями — монтируется внутри контейнера и позволяет перевозить четыре автомобиля при значительном ускорении их загрузки и выгрузки
В Российской Федерации требования к контейнерам определяются системой национальных стандартов, положения которых, в основном, соответствуют положениям международных стандартов и конвенций.
Каждый крупнотоннажный контейнер имеет уникальный маркировочный код, который наносится на специальном трафарете и повторяется на всех стенках контейнера. Номер включает код владельца, серийный номер и контрольное число (рис. 10.8). Благодаря наличию индивидуальных номеров становится возможной автоматическая идентификация контейнеров и контроль их продвижения в транспортной системе.
Рис. 10.8. Маркировочный код контейнера
В верхней (обязательной) строке (рис. 10.8) указываются трехбуквенный код владельца, идентификатор категории оборудования (U — контейнер, J — съемный кузов, Z — контрейлер), шестизначный номер контейнера и контрольное число. В нижней (рекомендуемой) строке указываются двух- или трехбуквенный код страны, а также кодовое число, соответствующее длине, высоте и типу контейнера