Лекция II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Цели обучения
1. Систематизировать теории социальной работы.
2. Рассмотреть теории психодинамического, поведенческого подходов, экзистенциально-гуманистической парадигмы в социальной работе, кризисную и задаче-центрированную теории социальной работы.
3. Выявить особенности их применения в процессе решения практических задач социальной работы.
2. Компетенции
1. Общекультурные (ОК):
– способность понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневнопрагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-2);
– владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-6);
– умение строить логически верную, аргументированную и ясную устную и письменную речь (ОК-7);
– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-11);
– умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-14);
– способность осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-16);
– владение навыками работы с компьютером, с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-17).
2. Профессиональные (ПК):
– готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);
– способность к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);
– готовность решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил и ресурсов клиента (ПК-7);
– готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);
– способность выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социальной работы (ПК-15);
– умение определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в области социальной работы (ПК-16);
– готовность представлять результаты исследования в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).
3. Показатели компетенции
1. Знание технологии выявления различных способов решения задач.
2. Понимание методики анализа, структурирования, оценки социальной информации с разных точек зрения, умение выделить в ней главное.
3. Применение полученных знаний для налаживания партнерских отношений в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям социальной работы.
4. Коммуникативные умения:
– способность строить логически верную, аргументированную и ясную устную и письменную речь;
– умение организовать деловое общение, приносящее максимальную пользу социальной защите населения;
– способность к профессионально и граждански мотивированному участию в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил и ресурсов человека.
5. Формирование критического мышления: способность понимать, осознавать, критически оценивать принципы и механизмы деятельности в рамках избранного профиля, конкретного случая.
6. Развитие умений самостоятельной работы:
– умение представить результаты исследований (презентация) в форме отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде;
– готовность к принятию ответственности за результат действий в рамках своих функциональных обязанностей;
– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации;
– наличие навыков работы с компьютером, с информацией в глобальных компьютерных сетях.