Лекция 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИХ ТРЕБОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Проблема принципов в социальной педагогике связана с разработкой ее теоретико-методологических основ. Это позволяет определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность социально-педагогического процесса.
В результате изучения главы 5 студент должен:
знать
• понятие и сущность принципов социальной педагогики;
• принципы социальной педагогики как науки, как практики и как образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы;
• принципы социальной педагогики как практики, обусловленные различными факторами (объектным, субъектным, средовым и технологическим), существенно влияющим на эффективность социально-педагогической деятельности;
• общую характеристику основных принципов социальной педагогики и их требования;
уметь
• выделять принципы, обусловленные различными факторами, существенно влияющими на эффективность социально-педагогической деятельности;
• учитывать требования, вытекающие из основных принципов социальной педагогики в процессе профессиональной деятельности;
владеть
• методами выделения требований, учет которых необходим при организации социально-педагогической деятельности специалистом.
Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
Принципы отражают основные закономерности процесса социального обучения и воспитания, выводятся из них и потому имеют объективную природу своего существования и действия. Каждый из них предъявляет обязательные правила и требования к теоретическим обоснованиям и практической деятельности социального педагога. Принцип выполняет нормативно-регулятивную функцию.
Нередко принцип отождествляется с правилом. Однако по своему объему правило уже принципа. Оно является частным по сравнению с принципом понятием и вытекает из него, отражая частные положения, методику применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила носят характер рецептурных рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принципа, как совокупность явлений еще не дает их сущности.
Правило – это определенная норма, отражающая обязательный характер деятельности специалиста. Оно отражает обязательность проявления в более частных моментах, нежели принцип, и исходит из его (принципа) требований. Требование представляет собой правило, условие, обязательное для выполнения. Рекомендация – благоприятный отзыв о ком-либо или чем-нибудь; совет, пожелание, необходимое для учета, практического выполнения.
По своей сущности принципы социальной педагогики отражают основные требования к содержанию организации и процессуальной стороне социально-педагогической деятельности. Они определяют взаимосвязь теории и практики, помогают творчески решать проблемы достигать прогнозируемого результата.
Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов, которые оформлены в виде определенных правил, требований, рекомендаций.
Принципы подразделяются на:
– принципы социальной педагогики как науки. Они носят общеметодологический характер и характерны для социальной педагогики, как научной дисциплины вообще. Такие принципы отражают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К таким принципам относят научность, объективность, историзм, связь с практикой;
– принципы социальной педагогики как практики (принципы, обусловливающие организацию и, собственно, социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполнение требований которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики;
– принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей (средней профессиональной) школы, выполнение требований которых обеспечивает качество подготовки специалистов. Такие принципы также носят общий характер, отражают закономерности высшей (средней профессиональной) школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей (средней) квалификации.
Особенностью принципов является то, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень большая. На практике специалист на личном опыте, либо на опыте других выходит на многие (а иногда только на некоторые, типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае усвоенные рекомендации выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста. Специальное изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией усваивать те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе.
Принципы социальной педагогики как практики подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них обусловлен своими закономерностями, из которых вытекают соответствующие принципы. Роль факторов в социальной педагогике рассматривалась выше. К основным факторам, существенно влияющим на эффективность социально-педагогической деятельности относятся: объектный (на кого направлена социально-педагогическая деятельность); субъектный (кто непосредственно реализует социально-педагогическую деятельность); средовой (в какой социокультурной среде и для какой социокультурной среды реализуется социально-педагогическая деятельность) и технологический (обусловлен закономерностями воспитательной деятельности). Здесь отметим, что каждый из них определяет совокупность принципов, обусловливающих эффективность реализации социально-педагогической деятельности. Специалисту социальной педагогики на практике необходимо знать эти принципы и руководствоваться его требованиями.