Основные принципы налогообложения
Основные принципы, положенные в установление правового режима налогообложения предпринимательской деятельности, закреплены в Конституции РФ. Они исходят из принципа государственной целостности России и ее федеративного устройства, разграничения полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, конституционных положений о правах человека и гражданина, принципов свободы экономической деятельности и равной защищенности всех форм собственности в условиях рыночной экономики. К основополагающим конституционным принципам в сфере налогообложения относятся:
— принцип неприкосновенности частной собственности и напрямую связанный с ним принцип свободы личности. Налогообложение — это отчуждение частной собственности лица, которое в демократическом обществе может осуществляться лишь с согласия личности, выраженного в данном случае через представительство его интересов в Федеральном Собрании (ст. 35 Конституции РФ);
- принцип верховенства федерального права является основополагающим для налоговой системы России как федеративного государства (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ);
- принцип учреждения налога путем принятия закона. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
- принцип всеобщности налогообложения. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
- принцип запрета обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ), в том числе налоговую;
— принцип запрета обратной силы закона, устанавливающего новые налоги или ухудшающего положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ);
— принцип единства экономического пространства. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).
В федеративных государствах единообразие налогов — это необходимое условие не только их эффективности, но и нормального функционирования налоговых систем субъектов федерации. Существенное значение для развития налогового права имеет закрепление его принципов в ст. 3 НК РФ в качестве основных начал законодательства о налогах и сборах. К таким принципам, впервые обобщенно сформулированным в российском законодательстве, относятся следующие:
1) обязанность каждого лица уплачивать только законно установленные налоги и сборы основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов;
2) недопустимость установления как дискриминационного характера налогообложения, так и его применения исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
3) недопустимость установления дифференцированных ставок налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
4) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
5) недопустимость установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;
6) недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
7) недопустимость возложения обязанности уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, если они не предусмотрены НК РФ либо установлены в ином порядке, чем это определено НК РФ;
8) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
9) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).