Лекция 18. Основные положения по управлению недвижимостью
Управление недвижимостью, как и в любой другой сфере предпринимательской деятельности, невозможно без четко сформулированных целей, которые служат:
o исходным моментом любых управленческих действий;
o основой построения критериев оценки результатов предпринимательской деятельности;
o основой анализа проблем - несоответствия желаемого и достигнутого состояния - и выработки новых решений.
В самом общем виде цель - это будущее желаемое состояние или совокупность достигаемых человеком результатов в процессе и по завершению направленных действий. Цель появляется на основе мотивов и выступает в форме потребностей, на удовлетворение которых направлен всякий труд. Мотив - внутреннее психическое состояние, побуждающее человека к деятельности, позволяющей удовлетворить различные потребности - материальные, духовные, в процессе труда и результатами труда, самовыражения и социальной значимости. Из содержания любого мотива вытекает его структура, включающая:
o потребности, которые хочет удовлетворить человек;
o благо, позволяющее удовлетворить соответствующие потребности;
o трудовые действия, необходимые для получения блага;
o цену или материальные затраты и моральные издержки по осуществлению трудовой деятельности.
Цель выполняет следующие основные функции:
o инициативы - сопоставление существующего и желаемого состояния, вызывающее стремление к действиям;
o инструмента управления - руководящее требование, повелитель (императив) действий;
o критерия принятия решений - оценки информации и выбора альтернатив;
o координирования - осуществление бесконфликтных отношений всех лиц, принимающих решения в соответствии с установленными целями;
o контроля - обеспечение объективной обратной связи в системе управления по конечным результатам.
Недвижимые объекты приобретают в собственность для удовлетворения личных или общественных потребностей либо для предпринимательской деятельности. Соответственно цели управления недвижимостью бывают двух видов: финансово-экономические и нестоимостные (товарищеские, общественные, благотворительные и др.).
По отношению к высшей цели все другие цели (промежуточные, субцели) выступают как средство ее достижения (схемы 18.1, 18.2).
Изменение целей управления возможно в случаях:
1) реализации целей в предшествующий период, когда они полностью оправдались или достижение их оказалось нецелесообразным;
2) изменения внешней среды - политических, социально-экономических и рыночных условий, законодательства и других факторов;
3) изменения интересов и предпочтений собственника, жизненной стадии объекта недвижимости и т.п.
Правильно поставленные цели по управлению недвижимостью должны отвечать следующим требованиям:
o измеримость - количественная и качественная оценка степени достижения (стоимостные и нестоимостные измерители);
o реальность - поэтапная достижимость с учетом возможностей и существующих ограничений;
o четкость и конкретность - точная и ясная формулировка содержания, объема и времени.
Основные цели управления рынком недвижимости:
o реализация конституционных прав граждан на недвижимое имущество и обязанностей, связанных с владением им;
o установление на рынке определенного порядка и условий для работы всем его участникам;
o обеспечение сохранности, эффективного использования и развития государственного и муниципального недвижимого имущества;
Схема 18.1. Система взаимосвязи между целями управления недвижимостью
o обеспечение экономической и политической безопасности страны;
o защита участников от недобросовестности, мошенничества и преступных действий организаций и лиц;
Схема 18.2. Дерево целей (потребностей)
o обеспечение свободного ценообразования на объекты недвижимости в соответствии с предложением и спросом;
o создание условий для инвестиций, стимулирующих предпринимательскую деятельность в сфере производства;
o оздоровление экологической среды, достижение экономического роста, снижение безработицы, решение жилищной проблемы и других общественных целей;
o справедливое налогообложение недвижимого имущества и участников рынка недвижимости;
o создание благоприятных условий решения жилищной проблемы в стране и регионах.
Принципы управления рынком недвижимости во многом зависят от политических и экономических условий в стране, но одновременно они должны учитывать сложившийся мировой опыт. Достижение сформулированных целей возможно при учете следующих принципов управления.
1. Разделение процедур (дифференциация) - применение особых подходов к регулированию отношений различных видов недвижимости - жилых и нежилых помещений, земельных, лесных участков и других объектов - обороны, транспорта, истории и т.п.
2. Открытость информации обо всех участниках и объектах рынка недвижимости для принятия деловых решений.
3. Гласность нормотворчества - публичное обсуждение проектов законов и других нормативных актов. Например, обсуждение программы жилищной реформы, затрагивающей интересы всех слоев населения.
4. Конкурентность как механизм повышения качества услуг на рынке и снижения их стоимости.
5. Разделение полномочий между регулирующими органами - нормотворчество и нормоприменение - не должны совмещаться в одном лице.
6. Объекты недвижимости государственной и муниципальной собственности находятся в общем совместном владении и пользовании всего населения соответствующего региона.
7. Простота и понятность правил и процедур, установленных законодательными актами о недвижимости, надежность защиты собственников - добросовестных приобретателей от любого произвола.
8. Применение дополнительных мер защиты на рынке жилых помещений граждан группы риска - несовершеннолетних, одиноких пенсионеров, инвалидов и др.
9. Рациональное распределение функций управления рынком недвижимости между государственными органами и профессиональными участниками - коммерческими и общественными организациями (ассоциациями риелторов; оценщиков и др.).
10. Политика в области управления недвижимостью должна обеспечивать эффективное использование земель в соответствии с утвержденными схемами зонирования территории и исключительное адресное и обоснованное предоставление льгот по налогообложению с постепенным переходом от предоставления льгот по земельным платежам к адресным компенсационным выплатам из бюджета в соответствии с проводимой социальной политикой.
11. Представительные органы государственной власти (федеральные, территориальные и муниципальные) в интересах населения принимают законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок владения, пользования и распоряжения объектами недвижимости.
12. Распоряжение государственной недвижимостью в соответствии с действующим законодательством осуществляют исполнительные органы государственной власти.
13. Единство - правовое, организационное и информационное единство системы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
14. Комплексность - учет внешних и внутренних условий и факторов, определяющих цели, приоритеты и методы управления недвижимостью.
15. Сборы и налоговые платежи, взимаемые с объектов недвижимости, в том числе и по сделкам с ними, делятся по уровням управления в соответствии с установленными нормами.
16. Соблюдение преемственности российской системы управления рынком недвижимости, имеющей свою историю и традиции, с учетом мирового опыта регулирования прав собственности на различные объекты недвижимого имущества; его творческое осмысление и адаптацию к нашим отечественным условиям.