Основные показатели, характеризующие развитие отрасли, ее место в экономической системе

Отраслевая структура народного хозяйства характеризуется различными показателями, из которых можно выделить два простых и наглядных: соотношение числа предприятий, работающих в отраслях экономики, и долю валовой добавленной стоимости, произведенной в этих отраслях. Оба показателя дают представление о значении конкретной отрасли в экономической системе. Данные о распределении числа предприятий по видам экономической деятельности представлены в табл. 3.1, данные о формировании ВВП и валовой добавленной стоимости (ВДС) – в табл. 3.2.

Таблица 3.1

Отраслевая структура народного хозяйства по числу предприятий

Показатель

2005 г.

2011 г.

Число предприятий, тыс.

% к итогу

Число предприятий, тыс.

% к итогу

Всего,

4767,3

100

4866,6

100

в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

293,2

6,2

179,9

3,7

рыболовство, рыбоводство

7,4

0,2

9,0

0,2

добыча полезных ископаемых

14,6

0,3

17,2

0,4

обрабатывающие производства

478,4

10,0

403,9

8,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

18,6

0,4

31,2

0,6

строительство

371,7

7,8

437,7

9,0

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования,

1831,4

38,4

1799,1

37,0

в том числе:

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

85,3

1,8

139,1

2,9

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

1379,9

28,9

1286,8

26,4

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

366,1

7,7

373,2

7,7

гостиницы и рестораны

79,7

1,7

93,2

1,9

транспорт И СВЯЗЬ

184,5

3,9

278,1

5,7

финансовая деятельность

102,5

2,1

102,0

2,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

689,8

14,5

892,8

18,3

образование

171,9

3,6

158,2

3,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

75,8

1,6

80,0

1,6

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

346,6

7,3

290,7

6,0

Таблица 3.2

Формирование валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности

Показатель

2005 г.

2011 г.

млрд руб.

% к итогу

млрд руб.

% к итогу

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

21609,8

55798,7

Валовая добавленная стоимость в основных ценах,

18517,7

100,0

47504,6

100

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

864,2

4,7

1973,7

4,2

рыболовство, рыбоводство

55,5

0,3

98,9

0,2

добыча полезных ископаемых

2064,3

11,1

5157,3

10,9

обрабатывающие производства

3388,5

18,3

7385,5

15,5

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

608,4

3,3

1814,5

3,8

строительство

989,9

5,3

3101,9

6,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

3610,5

19,5

9329,7

19,6

гостиницы и рестораны

167,8

0,9

462,0

1,0

транспорт и связь

1897,0

10,2

3971,5

8,4

финансовая деятельность

701,2

3,8

1956,0

4,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1828,8

9,9

5650,2

11,9

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

959,1

5,2

2686,1

5,7

образование

493,2

2,7

1403,7

3,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

564,7

3,0

1750,5

3,7

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

324,7

1,8

763,0

1,6

Чистые налоги на продукты

3092,1

8294,1

В отечественной экономике наблюдаются явные диспропорции развития: на долю оптовой и розничной торговли приходится более 35% предприятий (в 2011 г. почти 1 млн 800 тыс. предприятий) от общего числа предприятий и организаций, действующих в экономике. И создают эти предприятия почти 20% валовой добавленной стоимости (16,7% ВВП). По данным показателям торговля опережает все отрасли, в том числе и промышленность. Но эффективность деятельности промышленных предприятий выше: в 2011 г. 403,9 тыс. предприятий обрабатывающего производства сформировали 15,5% валовой добавленной стоимости (13,2% ВВП).

Развитие отрасли характеризуют следующие основные показатели деятельности: товарооборот (объем выручки); общая сумма и уровень издержек обращения, а также суммы затрат по отдельным направлениям расходования средств (расходы на оплату труда, инвестиционные затраты, расходы на обновление и поддержание основных средств, транспортные расходы, материальные затраты отрасли и др.); сумма и уровень прибыли (общая рентабельность), рентабельность отдельных элементов активов; эффективность использования ресурсов отрасли. При этом интерес представляет направление и динамика изменения показателей абсолютного (абсолютные прирост или снижение) и относительного изменения (темпы роста или снижения, индексы).

Рассмотрим основные финансовые результаты деятельности торговой отрасли России в 2009–2010 гг. В табл. 3.3 представлены показатели деятельности торговой отрасли за 2009–2010 гг., рассчитанные по данным Росстата[1]. Следует отметить, что в таблице приведены обобщенные данные по четырем подотраслям торговли:

• торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт;

• розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

• оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;

• общественное питание.

Таблица 3.3

Основные финансовые результаты деятельности торговой отрасли России в 2009–2010 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

Изменение

абсолютное

относительное, %

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, млрд руб.

29272,5

33881,9

+4609,4

115,75

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, млрд руб.

24 287,3

27732,7

+3445,4

114,19

Валовая прибыль, млрд руб.

4985,2

6149,2

+ 1164,0

123,35

% к выручке

17,03

18,15

+1,12

Коммерческие и управленческие расходы, млрд руб.

3541,8

4250,3

+708,5

120,00

% к выручке

12,10

12,54

+0,44

Прибыль от продажи, млрд руб.

1443,4

1898,9

+455,5

131,56

% к выручке (рентабельность продаж)

4,93

5,60

+0,67

Сальдо прочих доходов и расходов, млрд руб.

-42,8

-335,6

-292,8

784,11

% к выручке

-0,15

-0,99

-0,84

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млрд руб.

1400,6

1563,3

+ 162,7

111,62

% к выручке (общая рентабельность)

4,78

4,61

-0,17

В связи с тем что в табл. 3.3 представлены обобщенные данные по всем видам деятельности, входящим в торговую отрасль, наименования показателей приведены в соответствии с формой Отчета о прибылях и убытках. Особенность представленных показателей состоит в том, что они были определены по данным бухгалтерской отчетности предприятий и учитывают результаты как основной, так и прочей деятельности предприятий. В следующих главах будут рассмотрены ОГЛАВЛЕНИЕ, сущность и особенности отдельных показателей, здесь же необходимо пояснить:

• выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг включает в себя поступления денежных средств от реализации товаров (товарооборот), а также поступления от других видов деятельности;

• себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг – для торговых предприятий складывается из двух элементов: покупной стоимости товаров и части затрат, связанных с осуществлением других видов деятельности;

• валовая прибыль – в торговле обычно называется валовым доходом;

• коммерческие и управленческие расходы – для торговых предприятий это издержки обращения.

По приведенным в табл. 3.3 данным мы видим, что в целом отрасль развивается динамично: достаточно высокий темп роста прибыли от продажи товаров (от основной деятельности), что обеспечивается более высоким темпом роста валового дохода (валовой прибыли) по сравнению с темпом роста издержек обращения. Уровень валовой прибыли (валового дохода – в терминах экономики торговли) в рассматриваемом периоде повысился на 1,12%, а уровень издержек обращения – только на 0,44%. Это привело к росту рентабельности продаж на 0,67%. Негативным моментом является рост отрицательного сальдо прочих доходов и расходов в 7,85 раза, что привело к снижению уровня общей рентабельности на 0,17%.