Основные показатели, характеризующие развитие отрасли, ее место в экономической системе
Отраслевая структура народного хозяйства характеризуется различными показателями, из которых можно выделить два простых и наглядных: соотношение числа предприятий, работающих в отраслях экономики, и долю валовой добавленной стоимости, произведенной в этих отраслях. Оба показателя дают представление о значении конкретной отрасли в экономической системе. Данные о распределении числа предприятий по видам экономической деятельности представлены в табл. 3.1, данные о формировании ВВП и валовой добавленной стоимости (ВДС) – в табл. 3.2.
Таблица 3.1
Отраслевая структура народного хозяйства по числу предприятий
Показатель |
2005 г. |
2011 г. |
||||
Число предприятий, тыс. |
% к итогу |
Число предприятий, тыс. |
% к итогу |
|||
Всего, |
4767,3 |
100 |
4866,6 |
100 |
||
в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
293,2 |
6,2 |
179,9 |
3,7 |
||
рыболовство, рыбоводство |
7,4 |
0,2 |
9,0 |
0,2 |
||
добыча полезных ископаемых |
14,6 |
0,3 |
17,2 |
0,4 |
||
обрабатывающие производства |
478,4 |
10,0 |
403,9 |
8,3 |
||
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
18,6 |
0,4 |
31,2 |
0,6 |
||
строительство |
371,7 |
7,8 |
437,7 |
9,0 |
||
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, |
1831,4 |
38,4 |
1799,1 |
37,0 |
||
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
85,3 |
1,8 |
139,1 |
2,9 |
||
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
1379,9 |
28,9 |
1286,8 |
26,4 |
||
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
366,1 |
7,7 |
373,2 |
7,7 |
||
гостиницы и рестораны |
79,7 |
1,7 |
93,2 |
1,9 |
||
транспорт И СВЯЗЬ |
184,5 |
3,9 |
278,1 |
5,7 |
||
финансовая деятельность |
102,5 |
2,1 |
102,0 |
2,1 |
||
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
689,8 |
14,5 |
892,8 |
18,3 |
||
образование |
171,9 |
3,6 |
158,2 |
3,2 |
||
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
75,8 |
1,6 |
80,0 |
1,6 |
||
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
346,6 |
7,3 |
290,7 |
6,0 |
||
Таблица 3.2
Формирование валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности
Показатель |
2005 г. |
2011 г. |
||||
млрд руб. |
% к итогу |
млрд руб. |
% к итогу |
|||
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах |
21609,8 |
55798,7 |
||||
Валовая добавленная стоимость в основных ценах, |
18517,7 |
100,0 |
47504,6 |
100 |
||
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
864,2 |
4,7 |
1973,7 |
4,2 |
||
рыболовство, рыбоводство |
55,5 |
0,3 |
98,9 |
0,2 |
||
добыча полезных ископаемых |
2064,3 |
11,1 |
5157,3 |
10,9 |
||
обрабатывающие производства |
3388,5 |
18,3 |
7385,5 |
15,5 |
||
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
608,4 |
3,3 |
1814,5 |
3,8 |
||
строительство |
989,9 |
5,3 |
3101,9 |
6,5 |
||
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
3610,5 |
19,5 |
9329,7 |
19,6 |
||
гостиницы и рестораны |
167,8 |
0,9 |
462,0 |
1,0 |
||
транспорт и связь |
1897,0 |
10,2 |
3971,5 |
8,4 |
||
финансовая деятельность |
701,2 |
3,8 |
1956,0 |
4,1 |
||
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
1828,8 |
9,9 |
5650,2 |
11,9 |
||
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
959,1 |
5,2 |
2686,1 |
5,7 |
||
образование |
493,2 |
2,7 |
1403,7 |
3,0 |
||
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
564,7 |
3,0 |
1750,5 |
3,7 |
||
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
324,7 |
1,8 |
763,0 |
1,6 |
||
Чистые налоги на продукты |
3092,1 |
8294,1 |
||||
В отечественной экономике наблюдаются явные диспропорции развития: на долю оптовой и розничной торговли приходится более 35% предприятий (в 2011 г. почти 1 млн 800 тыс. предприятий) от общего числа предприятий и организаций, действующих в экономике. И создают эти предприятия почти 20% валовой добавленной стоимости (16,7% ВВП). По данным показателям торговля опережает все отрасли, в том числе и промышленность. Но эффективность деятельности промышленных предприятий выше: в 2011 г. 403,9 тыс. предприятий обрабатывающего производства сформировали 15,5% валовой добавленной стоимости (13,2% ВВП).
Развитие отрасли характеризуют следующие основные показатели деятельности: товарооборот (объем выручки); общая сумма и уровень издержек обращения, а также суммы затрат по отдельным направлениям расходования средств (расходы на оплату труда, инвестиционные затраты, расходы на обновление и поддержание основных средств, транспортные расходы, материальные затраты отрасли и др.); сумма и уровень прибыли (общая рентабельность), рентабельность отдельных элементов активов; эффективность использования ресурсов отрасли. При этом интерес представляет направление и динамика изменения показателей абсолютного (абсолютные прирост или снижение) и относительного изменения (темпы роста или снижения, индексы).
Рассмотрим основные финансовые результаты деятельности торговой отрасли России в 2009–2010 гг. В табл. 3.3 представлены показатели деятельности торговой отрасли за 2009–2010 гг., рассчитанные по данным Росстата[1]. Следует отметить, что в таблице приведены обобщенные данные по четырем подотраслям торговли:
• торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт;
• розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
• оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;
• общественное питание.
Таблица 3.3
Основные финансовые результаты деятельности торговой отрасли России в 2009–2010 гг.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение |
|
абсолютное |
относительное, % |
|||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, млрд руб. |
29272,5 |
33881,9 |
+4609,4 |
115,75 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, млрд руб. |
24 287,3 |
27732,7 |
+3445,4 |
114,19 |
Валовая прибыль, млрд руб. |
4985,2 |
6149,2 |
+ 1164,0 |
123,35 |
% к выручке |
17,03 |
18,15 |
+1,12 |
|
Коммерческие и управленческие расходы, млрд руб. |
3541,8 |
4250,3 |
+708,5 |
120,00 |
% к выручке |
12,10 |
12,54 |
+0,44 |
|
Прибыль от продажи, млрд руб. |
1443,4 |
1898,9 |
+455,5 |
131,56 |
% к выручке (рентабельность продаж) |
4,93 |
5,60 |
+0,67 |
|
Сальдо прочих доходов и расходов, млрд руб. |
-42,8 |
-335,6 |
-292,8 |
784,11 |
% к выручке |
-0,15 |
-0,99 |
-0,84 |
|
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млрд руб. |
1400,6 |
1563,3 |
+ 162,7 |
111,62 |
% к выручке (общая рентабельность) |
4,78 |
4,61 |
-0,17 |
В связи с тем что в табл. 3.3 представлены обобщенные данные по всем видам деятельности, входящим в торговую отрасль, наименования показателей приведены в соответствии с формой Отчета о прибылях и убытках. Особенность представленных показателей состоит в том, что они были определены по данным бухгалтерской отчетности предприятий и учитывают результаты как основной, так и прочей деятельности предприятий. В следующих главах будут рассмотрены ОГЛАВЛЕНИЕ, сущность и особенности отдельных показателей, здесь же необходимо пояснить:
• выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг включает в себя поступления денежных средств от реализации товаров (товарооборот), а также поступления от других видов деятельности;
• себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг – для торговых предприятий складывается из двух элементов: покупной стоимости товаров и части затрат, связанных с осуществлением других видов деятельности;
• валовая прибыль – в торговле обычно называется валовым доходом;
• коммерческие и управленческие расходы – для торговых предприятий это издержки обращения.
По приведенным в табл. 3.3 данным мы видим, что в целом отрасль развивается динамично: достаточно высокий темп роста прибыли от продажи товаров (от основной деятельности), что обеспечивается более высоким темпом роста валового дохода (валовой прибыли) по сравнению с темпом роста издержек обращения. Уровень валовой прибыли (валового дохода – в терминах экономики торговли) в рассматриваемом периоде повысился на 1,12%, а уровень издержек обращения – только на 0,44%. Это привело к росту рентабельности продаж на 0,67%. Негативным моментом является рост отрицательного сальдо прочих доходов и расходов в 7,85 раза, что привело к снижению уровня общей рентабельности на 0,17%.