Внимание как "энергия" в гештальтпсихологии
Представители гештальтпсихологии (см. подпараграф 2.2.2) для прояснения своего понимания механизмов внимания использовали функциональную метафору. Они сравнивали внимание с энергией, подразумевая, что внимание действует на протекание психологических процессов аналогично тому, как сообщаемая системе энергия влияет на протекание физических процессов. В физике первой трети XX в. широко обсуждалась Вперед закономерность: когда открытая система получает дополнительную энергию извне, процессы внутри нее активизируются, и система стремится к большей расчлененности. Например, при нагревании (сообщении тепловой энергии) вещество может плавиться, т.е. жесткая структура, состоящая из связанных элементов, превращается в совокупность более мелких подструктур. Аналогично и феноменальное поле (т.е. совокупность всего, что представлено сознанию человека в данный момент) может рассматриваться как своеобразная открытая система. Внимание в этом случае подобно энергии, которую воспринимающий субъект направляет на определенную часть поля. Сообщение дополнительной энергии части поля приводит к тому, что эта часть стремится перейти от крупных групп элементов к мелким группам. Таким образом, внимание действует как фактор дифференциации воспринимаемых объектов. Поэтому в той части поля, на которую направлено внимание, принципы его организации, описанные гештальтпсихологами, должны действовать при более слабой стимуляции.
Согласно теории гештальта одним из значимых принципов восприятия, объясняющим, почему мы склонны воспринимать группы элементов как единое целое, является принцип близости: мы объединяем в группы элементы, которые расположены близко друг к другу, и субъективно отделяем целостные группы от других объектов (подробнее см. гл. 7). Для пояснения данного принципа посмотрим на фотографию (рис. 6.1). Опишите, что вы видите. Бросив беглый взгляд, вы наверняка скажете, что видите группу людей, сидящих у дверей дома. Если же вы присмотритесь внимательнее, то обнаружится, что глава семьи сидит несколько особняком, как бы показывая нам свою семью; дети тоже объединятся в вашем восприятии в отдельную группу, изолированную от сидящих на переднем плане взрослых. Возможно, даже вам покажется, что стоящая девочка и женщина в белом платке образуют отдельную композиционную ось изображения, символизируя собой прошлое и будущее этой семьи. Что же произошло? Ведь фотография осталась прежней.
Рис. 6.1. Прокудин – Горский С. М. Семья поселенца, Бакинская губерния (1905-1915)
С точки зрения гештальтпсихологов, вы реализовали принцип близости, т.е. объединили тех, кто находится рядом, в одну группу. Однако остается открытым вопрос, насколько близко должны быть расположены объекты, чтобы мы воспринимали их как целое? Оказывается, что ответ на этот вопрос зависит от того, внимателен или нет человек, который рассматривает изображение. Если он внимателен, то в группу могут быть объединены даже люди, которые находятся друг от друга достаточно далеко. При отсутствии внимания люди, находящиеся близко, все равно будут восприниматься недифференцированно. В целом можно сказать, что внимание рассматривается гештальтпсихологами как один из факторов, включенных в процесс структурирования феноменального поля (см. гл. 7).
Экспериментально влияние внимания на порог расчленения фигур было показано в эксперименте В. Келера и П. Адамса. Согласно их гипотезе если внимание действительно действует аналогично энергии, то при наличии внимания принципы организации феноменального поля начинают проявляться при его меньшей структурной определенности. Испытуемым демонстрировался щит белого цвета с нанесенными точками (рис. 6.2). В случае, когда расстояние между точками по вертикали и по горизонтали было равно, щит однозначно воспринимался как равномерно заполненный точками. От пробы к пробе расстояние по горизонтали оставалось постоянным, а расстояние по вертикали постепенно уменьшалось. Одной группе предъявлялся только щит (условие наличия внимания), а другой группе на фоне щита показывали вырезанные из бумаги фигурки, которые им следовало описать (условие отсутствия внимания).
Рис. 6.2. Целевой стимул в эксперименте В. Келера и П. Адамса на зависимость порога расчленения фигуры от наличия/отсутствия направленного на нее внимания:
а) направленное внимание; б) отсутствие направленного внимания
После выполнения задания испытуемых спрашивали, что было изображено на щите: точки или столбцы. Оказалось, что при наличии внимания, для того чтобы россыпь точек начала восприниматься как вертикальные столбцы, расстояние между точками по вертикали должно стать в 1,7 раза меньше, чем расстояние между точками по горизонтали. В отсутствие внимания, для того чтобы процесс расчленения поля начался, это расстояние должно было стать уже в три раза меньше. Другими словами, одинаковое изображение воспринималось как "столбики" при внимательном рассматривании и как "горошек" при отвлечении внимания. В условиях внимательного восприятия порог начала действия законов образования гештальтов становился значимо ниже (расстояние между точками в тот момент, когда они уже воспринимаются как "столбцы", могло быть больше), чем в том случае, когда щит выступал фоном.
Суммируя взгляды представителей гештальтпсихологии, скажем, что внимание действует подобно физической энергии, т.е. оно усиливает тот процесс, на который направлено.