Основные направления в организации безопасности при чрезвычайных ситуациях социального характера
В соответствии с действующим законодательством функции безопасности, в том числе и в социальной сфере, возложены на исполнительные и законодательные органы власти всех уровней.
Исходя из этого, территориальные органы федеральных органов и органов субъекта исполнительной власти РФ решают задачи комплексной безопасности в соответствии со своим предназначением на основе существующей законодательной базы, а также определяют направления, пути и способы повышения безопасности личности и населения на определенной территории в целом.
Эти органы принимают меры для совершенствования и развития нормативной правовой, методической базы, регулирующей деятельность в области безопасности, в том числе и в социальной сфере. Также ими создаются, совершенствуются и задействуются экономические, правовые, административные и прочие механизмы, обеспечивающие деятельность в области безопасности, обеспечивается руководство и координация деятельности подведомственных органов, сил и средств в области безопасности.
В целях подготовки сил и средств к обеспечению безопасности утверждаются объемы ассигнований и материально-технических ресурсов, необходимых для реализации мер безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения защиты населения и экономики населенных пунктов. Принимаются необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим, обеспечению жизнедеятельности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Устанавливаются санкции, штрафы и иные виды ответственности граждан, должностных лиц, предприятий, организаций и учреждений за нарушения законодательства в области безопасности.
Кроме этого организуется и координируется деятельность специальных органов управления в целях обеспечения комплексной безопасности – в том числе координация работы Антитеррористической и Антинаркотической комиссий, а также Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной, информационной безопасности и др. Оказывается помощь в проведении указанных мероприятий на других объектах, расположенных на территории населенных пунктов независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Организуется работа по разработке, утверждению и реализации целевых и научно-технических программ в области безопасности, а также принимаются меры по повышению безопасности населения и экономики отдельных территорий и населенных пунктов в процессе разработки и реализации проектов и программ, направленных на решение экономических и социальных проблем.
При возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров государственными и муниципальными органами осуществляется управление силами и средствами безопасности, создаются резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организуется и обеспечивается подготовка органов управления, сил и средств системы комплексного обеспечения безопасности, координируется и направляется работа территориальных подразделений специальных служб и инспекций в области безопасности.
В пределах своей компетенции ими разрабатываются нормативные акты по вопросам безопасности, обеспечивается разработка и реализация мероприятий по укреплению безопасности на подведомственных предприятиях и учреждениях, а также организация и проведение работ по ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах.
Администрация организации (предприятия, учреждения) различной формы собственности и ведомственной принадлежности обеспечивает безопасное функционирование объекта, планирует и осуществляет необходимые мероприятия по защите работников и сотрудников от существующих рисков и угроз; в обязательном порядке разрабатывает, согласовывает и утверждает паспорт безопасности и антитеррористической защищенности организации (предприятия, учреждения).
Руководитель организует разработку, создание и обеспечивает функционирование систем обеспечения безопасности организации, в том числе физической охраны, обеспечения установленного режима, инженерно-технических систем безопасности, систем связи, аварийной и тревожной сигнализации, систем контроля за штатным протеканием технологических процессов, противопожарной безопасностью и др. Кроме этого на руководителя возлагаются обязанности по созданию, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организации способам защиты и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В организациях, в которых расположены потенциально опасные объекты, разрабатываются и реализуются программы безопасности на всех этапах создания, эксплуатации и снятия с эксплуатации объектов, а также разрабатываются и реализуются меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей природной среды. Принимаются меры по поддержанию на должном уровне квалификации работающего персонала, осуществляется подбор и подготовка личного состава аварийно-спасательных служб и формирований.
Наиболее сложными и опасными по своему характеру чрезвычайными ситуациями социального характера являются террористические акты.
Рассмотрим основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти по обеспечению безопасности при подготовке и при возникновении чрезвычайной ситуации данного вида.
Это работа заключается в следующем:
• выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, а также идеологическое, информационное, административное и организационное противодействие терроризму;
• создание и развитие системы антитеррористической деятельности отдельного региона и населенного пункта, а также проведение на всех уровнях информационного и воспитательного влияния на население, отдельные его группы, являющиеся объектом экстремистской пропаганды террористических и иных экстремистских структур;
• привлечение необходимых сил и средств для осуществления правового, информационного, административного и оперативного противодействия возникновению и деятельности террористических групп и организаций, а также разработка и принятие мер по пресечению проникновения в регион (населенный пункт) террористов и террористических групп, ввоза средств террористической деятельности (боеприпасов, взрывчатых веществ, опасных химических веществ и др.);
• подготовка населения, работников предприятий, учреждений и организаций к рациональным действиям в условиях возникновения террористической угрозы и совершения террористического акта, а также проведение комплекса специальных мер по антитеррористической защите потенциально опасных и особо важных объектов. Особое внимание в этих условиях уделяется организациям с массовым пребыванием людей (учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и др.).
При непосредственной угрозе или при возникновении ЧС антитеррористической направленности органы государственной и муниципальной власти во взаимодействии со специальными службами осуществляют управление на период ликвидации угрозы террористического акта, его совершения и ликвидации последствий.
Таким образом, практика свидетельствует о высокой степени сложности взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения. Их взаимная безопасность невозможна без профилактики опасностей и угроз, а также готовности всех составляющих системы “человек – социальная среда” к действиям в опасных ситуациях. Наиболее значительную роль играет подготовка человека как объекта и субъекта обеспечения безопасности, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях. Эта подготовка должна иметь различную направленность – информационную, юридическую, психологическую и силовую, а также включать моделирование поведения людей в конкретной опасной ситуации.