Основные международные конвенции, договоры и соглашения по таможенным вопросам
Таможенная конвенция — это двустороннее или многостороннее международное соглашение, которое регулирует вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.
Главными из них являются: Киотская конвенция; Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14.11.1975; Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) от 06.12.1961; Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) от 26.06.1990; Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983; Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.1977; Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, 1972 года от 02.12.1972.
Киотская конвенция вступила в силу 25 сентября 1974 г. В 1999 г. в Брюсселе Всемирной таможенной организацией была одобрена новая редакция Конвенции. Пересмотренная Киотская конвенция вступила в силу 3 февраля 2006 г. В Киотской конвенции участвует более 70 государств, на которые приходится более 70% внешнеторгового оборота нашей страны.
Целью Конвенции является обеспечение благоприятных условий для развития международной торговли посредством унификации таможенных процедур и практики.
Структурно Конвенция состоит из Основного текста, Генерального приложения и Специальных приложений. Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, на основе которых государства, подписавшие Конвенцию, должны выработать конкретные правила регулирования тех или иных процедур, что позволит найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. достичь компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства.
Генеральным приложением к Киотской конвенции зафиксированы следующие обязательные принципы, которым должны следовать подписавшие Конвенцию государства:
• принципы определения таможенного контроля, основанные на применении системы анализа и управления рисками и позволяющие обеспечить надежность таможенного контроля с минимальными затратами государственных ресурсов, не создавая при этом излишних препятствий для перемещения товаров через таможенную границу;
• механизмы использования таможенного аудита в системе мер таможенного контроля, т.е. разрешение использования товаров на территории страны ввоза с переносом осуществления основных контрольных мероприятий на последующий этап, что позволяет упрощать и ускорять проведение таможенных формальностей;
• осуществление таможенной службой активного взаимодействия с участниками ВЭД с целью учета потребностей торговых и транспортных организаций, поиска и внедрения наиболее эффективных методов работы;
• применение упрощенных таможенных процедур в отношении определенного круга лиц, отвечающих установленным таможенной службой критериям;
• принципы начисления, взимания и уплаты таможенных пошлин, налогов;
• применение соответствующих международным стандартам информационных технологий в целях обеспечения таможенных операций;
• процедура обжалования решений и бездействия таможенной службы.
Главный принцип, проходящий через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с бизнес-сообществом.
В соответствии с философией Киотской конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли и ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, осуществляться на основе выборочное™ и при максимально возможном применении методов управления рисками.
Россия присоединилась к Киотской конвенции в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 № 279-ФЗ. Данный шаг являлся необходимым этапом на пути вступления России во Всемирную торговую организацию. Вместе с тем, присоединившись к Киотской конвенции, Российская Федерация (в соответствии с п. 1 ст. 12 Конвенции) ограничила свои обязательства рамками Генерального приложения, которое содержит базовые принципы и правила таможенного регулирования, относящиеся ко всем институтам таможенного дела (контроль, оформление, процедуры, платежи).
Другие государств — члены Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС также присоединились к Киотской конвенции: Белоруссия с 10 января 2011 г., Республика Казахстан — 20 июня 2009 г.
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г. вступила в силу 20 марта 1978 г. Ее участниками являются более 50 государств мира, в том числе и Россия (как правопреемник СССР, для которого Конвенция вступила в силу 12 декабря 1982 г. с некоторыми оговорками).
Главными целями Конвенции являются содействие облегчению международных перевозок грузов дорожными транспортными средствами, улучшение условий перевозок, упрощение и гармонизация административных, в частности пограничных, формальностей в области международных перевозок. Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы какая-то часть перевозок осуществлялась автомобильным транспортом.
В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением особой процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Наличие одного сопроводительного документа — книжки МДП — упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом за счет задержек в пути.
27 июня 1997 г. были одобрены поправки к Конвенции МДП, суть которых сводится к тому, чтобы более надежно гарантировать процедуры МДП, упростить собственно таможенные процедуры и усилить контроль за правильностью использования книжки МДП.
Таможенная конвенция о карнете ATA для временного ввоза 1961 г. имеет целью обеспечение ввоза товаров, которые разрешены к временному беспошлинному ввозу в государства-участники. Карнет ATA представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров.
В Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет ТПП РФ, которая оформляет и выдает карнеты. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции осуществляет ФТС России.
Россия присоединилась к этой Конвенции 2 ноября 1995 г. Всего в Конвенции к настоящему моменту участвует свыше 60 государств.
Важность Конвенции состоит в том, что она позволяет использовать карнеты как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом.
Конвенция о временном вывозе товаров (Стамбульская конвенция) 1990 г. принята с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.
Международная конвенция о гармонизированной системе классификации и кодировании товаров 1983 г. состоит из преамбулы, 20 статей и Приложения. Указанный международно-правовой документ предполагает создание единой гармонизированной (имеется в виду унифицированной) системы классификации товаров, их маркирования и обозначения для таможенных нужд.
Под гармонизированной системой классификации и кодирования товаров в Конвенции понимается номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации гармонизированной системы, приведенные в Приложении к указанной Конвенции.
Этот документ обязывает всех его участников привести свою таможенно-статистическую номенклатуру в соответствие с гармонизированной системой, упорядочить и унифицировать ее.
В Конвенции предусмотрен специальный механизм помощи развивающимся странам. Им оказывается техническое содействие в присоединении к указанной гармонизированной системе, возможно предоставление отсрочек в применении всех или некоторых субпозиций гармонизированной системы на необходимый период.
В соответствии с положениями Конвенции создан специальный Комитет по гармонизированной системе, который регулярно (не реже двух раз в год) собирается на свои заседания. Комитет имеет право вносить текущие поправки в Конвенцию, составлять рекомендации, предоставлять различные сведения заинтересованным сторонам (правительствам, таможенным органам, международным организациям и т.д.).
Важнейшей целью международного сотрудничества в области таможенного дела является борьба с таможенными правонарушениями, координация усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этом деле. Именно с этой целью и была подписана Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977 г. Конвенция вступила в силу 21 мая 1980 г. В ней участвует около 40 государств.
Этот международный договор предоставляет возможность государствам-участникам сотрудничать на многосторонней и двусторонней основах в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники поддерживают прямые контакты между таможенными службами. Конвенция состоит из основного текста (6 глав, 33 статьи) и приложений. Каждое приложение вместе с текстом Конвенции является самостоятельным договором.
Приложения регулируют следующие вопросы: помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ; сбор и взаимный обмен специальной информацией; обеспечение выполнения таможенными службами юридических действий; взаимодействие в борьбе с таможенными правонарушениями. Для участия в Конвенции необходимо участие хотя бы в одном приложении.
Основные формы сотрудничества в соответствии с Конвенцией: обмен информацией (в рамках чего создастся специальная картотека); помощь в проведении наблюдения; расследование, проводимое правоохранительными органами одного государства-участника по запросу-поручению другого; возможна даже деятельность правоохранительных органов одной страны-участницы на территории другой.