Основные концепции развития научного знания
Концепции развития научного знания - философские теории о главных причинах и движущих силах динамики и развития научного знания, изменения его содержания, направления, приоритетов, темпов развития. Существует три главных направления в выделении факторов и детерминант, оказывающих решающее влияние на динамику и развитие научного знания: интернализм, экстернализм и диалектическая концепция (рис. 3.12, 3.13).
Интернализм - определяющими причинами динамики научного знания, изменения его содержания, темпов и направлений развития являются внутринаучные факторы (накопленный запас научного знания и его проблем, новые области объектов, методы научного познания, стремление к более совершенной и глубокой научной истине).
Существует три основных направления интернализма: эмпиризм (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Ньютон, О. Конт, Дж. Ст. Милль и др.);
Рис. 3.12. Основные концепции развития научного знания
Рис. 3.13. Основные факторы, детерминирующие развитие научного знания
теоретизм (Платон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.);
гипотетико-дедуктивизм (Г. Галилей, Дж. Гершель, В. Уэвелл, Р. Карнап, К. Поппер и др.).
Экстернализм - главными причинами развития научного знания, качественного изменения его содержания, проблематики, направления и темпов изменений служат различного рода социокультурные факторы (потребности развития производства и материальной практики, социальные и культурные возможности и запросы общества, господствующие философские и мировоззренческие концепции, личностный потенциал ученых, социальная психология науки и организация научных исследований и др.).
Существуют следующие виды экстернализма:
экономический (Дж. Бернал, Б. Гессен и др.);
социальный (А. Богданов, Д. Лукач и др.);
социально-психологический (Т. Кун, М. Полани и др.);
философский (Г. Гегель, Э. Гуссерль и др.);
культурный (О. Шпенглер, Г. Гачев, М. Фуко и др.).
Диалектическая концепция - интегральной причиной, определяющей изменение и развитие научного знания, является диалектическое взаимодействие внутринаучных и социокультурных факторов, которое всегда имеет конкретный характер в отношении веса значимости различных внутринаучных и социокультурных факторов. Их сочетания могут быть самыми различными для конкретных состояний науки и не могут быть определены априори (А. Эйнштейн, М. Борн, М. Планк, И. Т. Фролов, П. П. Гайденко, В. С. Степин и др.).
Закономерности развития научного знания
Закономерности развития научного знания - основные условия, детерминанты и тенденции эволюции науки как системы научного знания (рис. 3.14).
Рис. 3.14. Основные детерминанты развития научного знания
Общие закономерности развития научного знания
1. Детерминация все возрастающим объемом ранее накопленного научного знания.
2. Прерывно-непрерывный характер эволюции систем научного знания.
3. Увеличение информационной емкости сменяющих друг друга научных теорий.
4. От знания простых объектов и систем к знанию все более сложных.
5. Повышение степени точности, доказательности и проверяемости знания.
6. Увеличение методологического и методического арсенала.
7. Усиление взаимосвязи объектной, практической, социокультурной и мировоззренческой детерминации.
8. Рост теоретического и методологического плюрализма научных построений; увеличение роли когнитивных коммуникаций между учеными в процессе создания, оценки и проверки различных единиц научного знания.
9. Рост дифференциации научного знания и научных дисциплин.
10. Усиление интеграционных связей между различными областями научного знания.
11. Взаимопроникновение научных методов и концепций из разных областей науки.
12. Рост числа междисциплинарных, проблемных и комплексных исследований.
13. Увеличение значения творческого и личностного потенциала ученых в процессе создания и утверждения научных теорий.
14. Возрастание когнитивной ответственности ученых за принимаемые научные решения.
15. Усиление инновационной ориентированности научных концепций, стандартизация научного знания в качестве информационного продукта в процессе его включения в глобальную информационную сеть.