Основные группы показателей
В рамках ССП организация получает возможность количественного выражения результатов, к достижению которых стремится, определения технологий и необходимых для достижения результатов ресурсов, разработки прогнозов деятельности организации по финансовым и другим показателям.
Финансовые показатели характеризуют экономические результаты деятельности организации. К их числу относятся прибыль, рентабельность, доходность капитала, поток наличности и т.д. На формирование финансовых показателей влияет выбранная стратегия развития организации. В зависимости от нес используются такие показатели, как показатель роста объема продаж в сегменте рынка, процент дохода от продаж нового продукта, себестоимость, собственные издержки, процент их сокращения, коэффициент ликвидности, коэффициент использования активов, производительность, окупаемость и т.д.
Клиентские показатели характеризуют удовлетворение потребностей клиентов, сохранение или привлечение новых клиентов, объем и долю целевых сегментов рынка. Здесь представлены показатели потребительской ценности предложения, такие как функциональность, качество, цена, сроки, а также показатели, характеризующие имидж организации, ее взаимоотношения с клиентами, например честность и открытость, гибкость, выполнение условий контракта и т.д.
Показатели, характеризующие внутренние бизнес-процессы, позволяют оценивать внутренние процессы, от которых зависят результаты деятельности организации, в том числе удовлетворение потребностей клиентов — главная задача любой организации. При этом в качестве клиента не обязательно выступает физическое лицо или предприятие, потребляющее произведенную продукцию. Это могут быть и государственные, региональные или муниципальные структуры, представляющие собой потребителей работ, выполняемых организацией или оказываемых ею услуг. Большое значение при стратегическом управлении придается инновационным бизнес-процессам, способным обеспечить лидерство.
При внедрении ССП принято рассматривать полную цепочку внутренних бизнес-процессов, таких как инновации, операции, послепродажное обслуживание или его аналоги. В их состав могут входить показатели, характеризующие определение рынка и создание коммерческого или некоммерческого предложения, непосредственное производство товара, работ, услуг, доставку и обслуживание.
При стратегическом управлении значимую роль играют процент продаж нового товара от общего объема реализации, процент продаж, на которые компания имеет право собственности, а также показатели, характеризующие возможности производственного процесса, продолжительность разработки продукции нового поколения и т.д.
Показатели, характеризующие обучение и развитие, предназначены для оценки потенциала роста и совершенствования организации, которые определяются в значительной степени возможностями обучения и развития персонала. В свою очередь, на обучение и развитие персонала наибольшей степени влияет человеческий фактор, системы и процедуры, организующие деятельность организации, т.е. по существу система управления организацией.
Возможности прорыва в деятельности организации в значительной степени определяются наличием персонала, удовлетворенного своей работой, мотивированного, способного обучаться, осваивать и эффективно использовать технологии, содержащие инновационную составляющую.
Реальный потенциал и возможности обучения и развития организации оцениваются показателями удовлетворенности работника: участие в принятии решений, признание организацией хорошо выполненной работы, доступ к необходимой информации, активное поощрение инициативы и творческого подхода и т.д. Показатель удовлетворенности работника оказывает определяющее влияние на показатели сохранения кадров, как правило выражаемый процентом текучести кадров ключевого состава и эффективности работника, измеряемый, например доходом или прибылью в расчете на одного работника.
К показателям, характеризующим обучение и развитие, относятся также специфические факторы: уровень обучения, средства достижения компетентности, наличие стратегических технологий и стратегических баз данных, наделенность персонала полномочиями, соотнесенность личных целей с корпоративными и т.д.
Более полно оценить состояние и возможности обучения и развития персонала можно с учетом показателей, характеризующих возможности информационных систем, показателя числа выдвинутых и внедренных предложений, показателей совершенствования, показателей работы в команде и т.д.
Эта группа показателей, которой не всегда руководство организацией уделяет должное внимание, играет значительную роль при внедрении и функционировании системы стратегического управления. Работник, заинтересованный в том, чтобы организация функционировала успешно, разделяющий ее цели и ценностные ориентиры, удовлетворенный своим материальным положением, отношением к нему со стороны коллег и руководителей, не переменит место работы, будет эффективно выполнять поставленные перед ним задачи, искать пути повышения результативности собственной деятельности и работы организации в целом. Известны случаи, когда при хорошо поставленной деятельности с персоналом, работник не принимает предложения о перемене места работы, несмотря на предлагаемое существенное увеличение заработной платы.
Профессиональное использование возможностей ССП позволяет сделать корпоративное видение направлений развития организации, ее будущего достоянием всех сотрудников, что способствует созданию отношений единой команды. Четкое целостное представление стратегии, возможность непрерывно отслеживать ход ее реализации посредством ССП позволяют осознать и структурным подразделениям организации, и отдельным работникам свое место и вклад в достижение стратегических целей, стоящих перед организацией.
Адекватно отражая основные стратегические направления деятельности организации, ССП служит не только инструментарием, позволяющим отслеживать ход реализации принятых управленческих решений и вносить своевременные коррективы, но и, используя стратегическое видение, концентрировать усилия на решении ключевых для развития организации проблем.