Внимание читателя и порядок подачи информации
Когда автор создает текст, он должен понимать, как написанное (или сказанное, если текст устный) будет восприниматься читателем: на что следует обратить внимание, а что упомянуть мимоходом; каким образом читатель сможет следить за мыслью автора; что может помешать быстрому пониманию. Здесь на помощь и пишущему, и читающему приходит множество языковых средств – от вводных слов до длины абзаца и предложения. Такие вещи необходимо знать автору, желающему управлять читателями своего текста.
Выделение важного в содержании текста
В ходе изложения автор приводит множество различных деталей, событий, фактов, описаний. Чтобы самое важное не было упущено, необходимо распределять внимание читателя, выводя на первое место основную сюжетную линию и подавая все прочее как второстепенные сопроводительные сообщения. К средствам распределения информации по важности относятся способы отражения структуры текста: заголовок, подзаголовки, фразы со словами итак, таким образом, мы видим, явно подводящие итог сказанному. Важность подчеркивается вынесением мысли в отдельный абзац.
Относительно того, где в тексте и предложении помещать важную информацию, а куда прятать второстепенную, есть общие правила: лучше всего запоминается первое и последнее из сказанного. Язык подстроился под эту психологическую закономерность, но, кроме того, выработал свои механизмы.
Действительно, самое сильное ударение чаще всего надает на последнее слово в предложении: Он купил колбасу. Это отражает общий принцип: важное или новое – к концу предложения. Заключительная часть нередко называется логическим предикатом, т.е. сказуемым, и обычно располагается в конце предложения вместе с зависящими от сказуемого словами. То, что сообщается в группе сказуемого, воспринимается как важное. Ср.: Он увидел, что за гаражами происходит какая-то возня – Возня за гаражами его насторожила. В первом случае внимание читателя привлекается к конструкции какая-то возня, которая входит в группу сказуемого: происходит какая-то возня. Во втором случае группа сказуемого его насторожила – для автора важна реакция на события.
В роли логического сказуемого может оказаться и существительное или наречие без глагола. Тогда к нему будет привлечено особое внимание: Удар ножом был нанесен снизу. Ср.: Противник снизу нанес удар ножом – в этом предложении внимание к месту нанесения удара существенно меньше, чем в первом случае. Зато во втором предложении все внимание обращено на нож, который в первом почти незаметен.
Таким образом, чтобы направить внимание на важную информацию, необходимо поместить ее в конце предложения. Иногда для этого приходится менять местами слова, повернув дело другой стороной: Он парировал удар противника – Противник попытался ударить его. Одна и та же ситуация будет представлена по-разному, и по-разному будет расцениваться важность информации о ней.
Выделить важную информацию помогают и слова-частицы. Например: Вот тут-то хулиган и нанес удар – здесь благодаря частицам вот и -то внимание обращено на слово тут, а частица и, напротив, уводит внимание от слова в конце и делает его не столь важным.
Иногда автору, наоборот, нужно убрать все несущественное из центра внимания читателя. Для этого можно использовать ряд приемов. Если вместо глагола употребить существительное: удар вместо ударил, то информация будет восприниматься как менее важная, даже, возможно, как сама собой разумеющаяся. Пример: Возня за гаражами его насторожила, который был приведен выше, показывает, что о наличии возни можно было если и не знать заранее, то догадываться (хотя раньше о ней не говорили).
Глагол можно "спрятать" в причастном или деепричастном обороте: Противник, замахнувшийся ножом, получил удар в челюсть – в этом случае замах представлен как нечто гораздо менее важное, чем удар в челюсть.
Наконец, информация может оказаться в придаточном предложении: Когда Андрей шел мимо гаражей, он услышал возню – здесь информация о продвижении героя мимо гаражей представлена как более важная; ср.: Проходя мимо гаражей, Андрей услышал возню. Однако если сравнить предложение, в котором есть придаточная часть, с двумя простыми: Андрей проходил мимо гаражей. Там послышался шум, – получится, что та же информация будет представлена как важная, столь же существенная, как и сообщение о шуме. Поместив сообщение о факте прохода мимо гаражей в придаточное предложение, мы снижаем внимание к информации. И даже если мы из двух предложений сделаем одно сложносочиненное: Андрей проходил мимо гаражей, и тут он услышал шум, то важность интересующей нас информации несколько уменьшится по сравнению с тем, когда она составляла отдельное предложение.
Рекомендация автору
Итак, мы убедились, что в руках у автора находится достаточно разнообразный набор инструментов, позволяющих снижать или усиливать внимание к информации или какой-то ее части. Использовать эти средства нужно так: сообщите все нужное, но не отвлекайте внимание читателя от главной темы.