Основные функции мониторинга
Характеристики мониторинга (или экономической осведомленности) позволяют ему выполнять четыре основные функции – предвидеть, обнаруживать, наблюдать и изучать.
• Предвидеть: рейтинг возможных и существующих проблем; действия конкурентов или изменения окружающей среды.
• Обнаруживать: уровень информированности населения о действиях властей и их причинах; новых или потенциальных сторонников, с которыми может быть, к примеру, установлено деловое сотрудничество.
• Наблюдать: за изменениями в социальной сфере, экономике, различных технологиях или производственных процессах, за всеми факторами, которые связаны с деятельностью государственного учреждения или ведомства.
• Изучать: преобладающие политические настроения в обществе; степень заинтересованности власти в диалоге с общественностью; лояльность населения и СМИ к власти.
При оценке результатов проведенных информационных мероприятий на основе мониторинговых данных можно установить:
• степень активности участия тех или иных СМИ в информационном воздействии;
• качество подготовки материалов, переданных СМИ, их востребованность;
• общий характер и особенности ответной реакции общественности на информационный материал и т.д.
Определяемые показатели остаются бесполезными без их рассмотрения в динамике. Только когда произведенный подсчет, например, количества положительных или отрицательных статей, представлен во времени: построены графики, определены тенденции или закономерности, - мониторинг приобретает смысл. В случаях одномоментного фиксирования сведения могут быть полезны для судебных разбирательств. Большой пласт работы специалистов представляют всевозможные рейтинги, построенные на основе отслеживаемых параметров[1].
На этой основе производится оценка результативности информационных мероприятий. К тому же можно сделать выводы относительно того, какие события (и каким образом) повлияли на частоту упоминаний органа власти, что позволяет увидеть недочеты и выбрать наиболее оптимальные формы предоставления сведений населению, а также скорректировать информационную политику властей с населением.
Систематизация данных – чрезвычайно важное звено в мониторинговых операциях. От того, насколько грамотно и продуманно организована система хранения данных, зависит оперативность работы с информацией, эффективность использования полученных данных и, в конечном итоге, своевременность и адекватность принимаемых на основе сообщений СМИ решений.
Самый простой критерий систематизации – дата. Такой способ является самым распространенным, однако не единственным. Существуют также варианты, когда информационные материалы классифицируются по персоналиям; темам; событиям; приоритетным направлениям и т.д. Однако лучше, если одновременно используются несколько систем, тогда одна и та же информация может попадать в несколько категорий.
Важнейшей задачей информационных и аналитических подразделений становится налаживание диалога между собой по данным вопросам деятельности.
Основные этапы мониторинга СМИ:
• выбор СМИ для изучения проблемы – печатные СМИ, телеканалы, радиостанции, интернет-сайты;
• подбор ключевых запросов по заданной теме;
• поиск определенных сообщений в выбранных СМИ;
• обработка, анализ полученной информации;
• составление отчетности в соответствии с полученными данными.
Перманентный мониторинг – это не обзор СМИ, а сложная комплексная работа. Он подразумевает точное определение позиций государственного учреждения в массовом сознании и профессиональной среде, оценку деятельности различных органов власти. Позволяет быть в курсе тенденций в деловой, промышленной, финансовой и политической жизни общества, проводить грамотное медиапланирование и разрабатывать новые PR-стратегии, с учетом предыдущего опыта.
На разных этапах PR-деятельности в органах власти проводятся исследования как объекта PR, так и используемых
PR-средств. Экономические, социально-психологические, социологические исследования помогают глубоко и всесторонне рассмотреть PR-объект накануне PR-воздействия и в дальнейшем оценить эффективность принимаемых мер.