Основные функции логистики в компании
Как правило, логистические функции, в том числе и функции, связанные именно с транспортной логистикой, в компании распределяются:
• между начальником логистической службы (департамента). Иногда это вице-президент по логистике;
• менеджерами служб логистики, подчиняющимися начальнику (например, менеджеры логистических систем);
• менеджерами групп логистических проектов (например, группы по строительству нового склада или распределительного центра). Возможно, что данные группы лишь частично задействованы в решении логистических задач, формируясь на время, или для реализации какого-либо проекта;
• менеджерами по логистике на местах (например, сотрудников складов и дистрибьюторских центров, подразделений в портах и крупных транспортных узлах и т.д.).
Деятельность компании по осуществлению логистических операций состоит из основных, часто повторяющихся действий. Исходя из совокупности действий, формируются функциональные направления работы. Причем все действия менеджеров по логистике можно свести к пяти крупным функциональным направлениям (табл. 8.1).
Чтобы успешно реализовать свою деятельность по организации и осуществлению операции по логистике, компания должна:
• правильно и точно сформулировать должностные обязанности по каждому рабочему месту;
• правильно и точно определить умения и навыки работающих на каждой позиции;
Таблица 8.1
Функциональные направления работы менеджеров по логистике
Функциональные направления |
Действия |
Транспортировка |
Организация доставки в компанию и из компании. Организация международных перевозок. Выбор компании-перевозчика. Выбор вида транспорта. Использование общественного транспорта или транспорта компании |
Складские операции |
Управление складом. Планирование складских работ. Управление распределительным центром. Планирование работы центра. Выбор месторасположения складов или центров. Закупка материалов (сырье, полуфабрикаты) |
Управление запасами |
Формирование запасов сырья. ОГЛАВЛЕНИЕ запасов. ОГЛАВЛЕНИЕ запасов готовой продукции. Обеспечение закупок и ОГЛАВЛЕНИЕ запасов запасных частей и заменяемого оборудования. Работа с возвращенным грузом |
Операции по обработке грузов |
Упаковочно-маркировочные работы. Погрузочно-разгрузочные работы. Использование отходов грузов. Учет и обработка заказов |
Операции по планированию |
Прогноз спроса на изделия. Планирование поставок коммуникаций |
• подбирать людей под должностные функции, а не наоборот. Вариант типового положение об отделе логистики дается в приложении 1.
Ниже приводятся основные функции менеджеров по логистике (транспортной логистике) в компании. Данные функции являются основными, без которых невозможна никакая логистическая деятельность компании. А далее в оперативной работе к указанному перечню необходимо добавить операции, связанные со спецификой работы предприятия и изготовляемой продукции, страновой спецификой и т.д.
В качестве основных функций менеджера по логистике компании можно отметить следующие:
• определение возможностей компании по организации и осуществлению логистических операций;
• выбор базисного условия поставки и разработка транспортных условий контрактов;
• выбор посредников по вопросам исполнения контракта (например, транспортно-экспедиторской компании);
• организация и выполнение дополнительных и вспомогательных операций по контракту (упаковка, маркировка, таможенные операции, страхование и т.д.);
• выбор оптимального маршрута и способа доставки;
• обеспечение координации и взаимодействия при исполнении контракта с привлекаемыми посредниками (экспедиторами, складскими и транспортными компаниями и т.д.);
• участие в определении рисков гибели или повреждения товара;
• составление претензионной документации и ведение претензионных дел в части, касающейся логистики;
• обеспечение выписки транспортной и товаросопроводительной документации и ведение документооборота;
• расчет и учет оптимальных расходов, связанных с доставкой товара, и эффективности сделки в целом по цепочке логистических операций;
• контроль за движением товаров;
• учет логистических операций и анализ результатов сделки в контексте логистики;
• акцепт счетов за логистические операции и осуществление расчетов по ним;
• поддержание связи с заказчиками и потребителями продукции с точки зрения выявления их требований к качеству логистических операций;
• организация и осуществления страховых и таможенных операций.
К тому же менеджеру по логистике необходимо постоянно поддерживать баланс между стоимостью и эффективностью логистических операций.