Органы внешних сношений государств: общая характеристика
Дипломатическая деятельность государств реализуется через систему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.
К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, правительство, министерство иностранных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.
В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ. Президент РФ, в частности: осуществляет руководство внутренней и внешней политикой РФ; принимает решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает (отзывает) дипломатических представителей в другие государства и международные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает законы, в том числе о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении России в межгосударственные союзы и организации и др. Совет
Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.
Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики Российского государства, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомственных договоров.
Основными задачами МИД России являются:
1) разработка общей стратегии внешней политики России и представление соответствующих предложений Президенту РФ;
2) реализация внешнеполитического курса России в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации от 12.07.2008 № Пр-1440;
3) обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;
5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;
6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики России и реализации ее международных прав и обязательств;
7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии России в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;
8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.
В систему МИД России входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории РФ.
Помимо вышеназванных органами внешних сношений РФ в сфере исполнительной власти являются: Минэкономразвития России, Минфин России, Минюст России, СВР России, ФСБ России, ФСКН России, Минтранс России, ФНС России, ФТС России, Росфинмониторинг, Роскосмос и др.
Зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические и консульские представительства, торговые представительства, представительства государств при международных организациях, делегации на международных совещаниях и конференциях, специальные миссии.