Организация управления финансами
Управление финансами, будучи человеческим действием, представляет собой процесс организации финансовых отношений на разных уровнях и между разными секторами экономики. В качестве объекта управления выступают многообразные финансовые отношения в экономике, связанные с движением денежных ресурсов между экономическими агентами. Непосредственное воздействие в процессе управления на объект осуществляется субъектами управления с помощью финансового механизма как конкретного воплощения и способа реализации финансовой политики.
Следует подчеркнуть субъективность управления. Оно адекватно и эффективно в том случае, если основывается на знании объективных закономерностей и их учете при принятии решений. Управление финансами, таким образом, – это субъективное воздействие на объективные финансовые отношения.
Управленческие задачи и цели в области финансов вырабатываются на всех уровнях, начиная с предприятий и организаций, отраслей, регионов, и заканчивая высшим – суверенным уровнем. На суверенном уровне формулируются и реализуются стратегические цели и задачи. Конечной целью управления является финансовая устойчивость национальной экономики: бюджетная сбалансированность, финансовая безопасность, устойчивость национальной валюты, низкая инфляция, приемлемый уровень государственного долга.
Перечисленные цели сформулированы в терминах макроэкономической политики. Поэтому стратегическое управление финансами является частью общего управления экономикой страны. Недаром финансовая политика именуется единой государственной политикой.
Конституционное устройство России определяет уровни управления государственными финансами в РФ – федеральный, региональный и муниципальный.
Управление финансами на федеральном уровне
Главные полномочия по управлению финансами на федеральном уровне выполняют высшие органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент РФ, его аппарат и Правительство РФ. Конкретными и непосредственными органами управления суверенными финансами в РФ являются исполнительные и законодательные органы государственной власти РФ и другие структуры:
органы государственной власти (исполнительные и законодательные органы) РФ; |
органы местного самоуправления; |
|
органы государственных внебюджетных фондов; |
||
федеральные государственные органы специальной компетенции; |
||
органы государственной власти (исполнительные и законодательные органы) специальной компетенции; |
главные распорядители и распорядители бюджетных средств. |
Главным субъектом государственного управления финансами является профильное ведомство в составе Правительства России – Министерство финансов Российской Федерации. Этот федеральный орган государственной исполнительной власти имеет непосредственный мандат на разработку финансовой политики и общее управление финансами. Постановлением Правительства РФ[1] определены функции Министерства финансов. Это – выработка государственной политики и нормативноправовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, финансового обеспечения государственной службы.
При выполнении этих функций Министерство финансов:
• вносит в правительство проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
• осуществляет составление проекта федерального бюджета и представляет в правительство отчетность об исполнении федерального и консолидированного бюджета;
• управляет средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
• осуществляет методическое руководство в области бюджетного планирования;
• управляет государственным долгом Российской Федерации;
• организует межбюджетные отношения;
• выполняет иные задачи.
Миссией министерства является обеспечение эффективного и ответственного управления системой общественных финансов Российской Федерации. В программных документах министерства сформулированы следующие стратегические цели:
• поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны;
• формирование и функционирование эффективной налоговой системы;
• обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств РФ;
• создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
• оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;
• обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы.
Стратегические цели в средне- и краткосрочном периодах обретают вид конкретных приоритетов. Так, в современных условиях эффективное и ответственное управление общественными финансами должно концентрироваться на нерешенных проблемах и болевых точках. На этой основе сформулированы нынешние приоритеты Министерства финансов:
• финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность;
• стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов;
• эффективная и справедливая система межбюджетных отношений;
• консолидация бюджета и бюджетного процесса;
• доминанта среднесрочного финансового планирования;
• бюджетирование, ориентированное на результат;
• эффективный финансовый контроль и мониторинг.
За каждое из этих направлений отвечает не только Министерство финансов в целом, но и ряд субъектов управления, являющихся государственными кураторами в различных сферах финансовых отношений. Это входящие в структуру Министерства финансов Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Все перечисленные органы управления конкретизируют и трансформируют стратегические цели и задачи финансовой политики в оперативные цели и задачи и организуют их выполнение. С этой целью существует четкое разделение функций и выделение управленческих профилей. Например, в составе Министерства финансов функционируют следующие департаменты: бюджетной политики и методологии, налоговой и таможенно-тарифной политики, государственного долга и государственных финансовых активов, финансовой политики, межбюджетных отношений, бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки, в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы, долгосрочного стратегического планирования, организации составления и исполнения федерального бюджета, международных финансовых отношений, бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса, в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частногосударственного партнерства, информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса, регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, правовой и административный департаменты.
Важные сферы финансовых отношений закреплены за ведущими федеральными финансовыми службами.
Функции Федеральной налоговой службы России (ФНС) заключаются в обеспечении полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему страны. ФНС осуществляет контроль соблюдения законодательства о налогах, сборах и иных обязательных платежей. Служба осуществляет также ряд специальных полномочий, непосредственно связанных с налогообложением: государственная регистрация и ведение реестра юридических лиц, физических лиц – индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, учет налогоплательщиков, урегулирование налоговых споров, контроль денежной выручки, проведения лотерей.
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы страны, предварительному и текущему контролю ведения операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Казначейство, таким образом, представляет собой платежную, учетную, контрольную, информационную систему в области финансовой деятельности публично-правовых образований. Задача казначейства – укрепление устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы страны, а также обеспечение сохранности финансовых средств публично-правовых образований.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. В частности, Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, объектов федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий правительства, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности) до осени 2013 г. являлась Федеральная служба по финансовым рынкам в составе Министерства финансов. В настоящее время ее функции выполняются рядом специализированных департаментов, управлений и служб Центрального банка РФ. Объекты и направления регулирования, закрепленные за службами Банка России по финансовым рынкам, чрезвычайно разнообразны, в отличие от более специализированных компетенций реорганизаванной федеральной службы. В частности, им приданы функции контроля и надзора в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, в деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров. Кроме того, службы по финансовым рынкам отвечают за обеспечение государственного контроля соблюдения требований законодательства России о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.