Организация системы планирования развития инновационного предпринимательства
Разрабатывая систему планирования развития инновационной деятельности, каждое предприятие должно определиться в отношении таких позиций, как:
– цель организации планирования инновационной деятельности;
– временны́е горизонты планирования инновационной деятельности;
– разработка необходимых форм плановых документов;
– выбор методологии планирования;
– определение технологии планирования.
Цели планирования инновационной деятельности следуют из ключевых задач планирования, а также из особенностей деятельности предприятия. Постановка целей связана также с выбором горизонта планирования. С учетом временно́го горизонта предприятие определяет стратегические цели или детализирует их в соответствии с выбранной стратегией развития.
Планирование инновационной деятельности на предприятии представляет собой составную часть управления производством. Последнее отличается разнообразием организационных форм. Можно выделить три основные его формы – системы управления:
1) централизованную;
2) децентрализованную;
3) смешанную, включающую элементы той и другой системы.
На крупных предприятиях (корпорациях) с централизованной системой управления функции управления производством и планирования, как правило, тоже централизованы. При высшем руководстве имеется центральная служба планирования. Данная служба подчиняется непосредственно генеральному директору (президенту) или заместителю генерального директора (вице-президенту) и занимается разработкой перспективных и текущих планов.
При децентрализованной системе планирования наряду с другими отделами, подчиняющимися непосредственно генеральному директору (президенту) компании, предусмотрен центральный отдел планирования. Также существуют отделы планирования производственной группы или отделения (в каждой группе или отделении). В идеале централизация перспективного планирования в рамках крупного предприятия должна сочетаться с децентрализацией текущего планирования, что призвано способствовать повышению инициативы отделений и предприятий в составлении текущих планов с наиболее полным учетом имеющихся производственных возможностей.
В основе формирования планов развития инновационного предпринимательства лежит взаимодействие между внешней средой, предприятием, которое стремится к стабильности, и системой управления, обеспечивающей адаптацию к меняющимся условиям внешней среды.
Стратегия – модель достижения долгосрочных целей предприятия, а также совокупность последовательных видов поведения, позволяющих организации позиционировать себя в окружающей среде, а корректировка стратегии может рассматриваться как реакция на изменение внешних условий (возможностей и угроз).
Понимая под стратегией развития инновационного предпринимательства различные модели поведения предприятия на рынке, можно выделить технологические и маркетинговые стратегии (рис. 13.2).
Рис. 13.2. Виды стратегий развития инновационного предпринимательства
Технологические активные инновационные стратегии представляют собой реакцию на изменение внешней среды за счет проведения постоянных технологических инноваций. Выбрав одну или несколько активных стратегий, предприятие в качестве ключевого фактора успеха определяет использование новой технологической идеи. Среди технологических типов стратегии различают стратегии лидерства и имитационные стратегии. Если технология создания продукта (товара или услуги) абсолютно новая для данного рынка, предприятие реализует стратегию технологического лидерства. В том случае, если технологическая идея уже применялась, но впервые использована самим предприятием, то такую технологическую стратегию называют имитационной.
Маркетинговые (пассивные) инновационные стратегии – постоянные инновации в области маркетинга. Предприятие может избрать стратегию нововведений в области дифференциации товара, формируя его новые конкурентные преимущества. Стратегия сегментации ориентирована на поиск новых сегментов рынка, а также на новые методы охвата указанных групп покупателей. Выбор предприятием маркетинговой инновационной стратегии означает также применение постоянных нововведений в области форм и методов сбыта продукции и коммуникационной политики на изменение внешней среды.