Организация процесса регулирования финансовых рынков
Современные сложные и весьма эффективные финансовые рынки в западных странах - результат их многовековой стихийной эволюции в рамках принципиально не менявшейся рыночной экономики. Эти рынки развивались, отвечая на возникающие потребности экономики без какой-либо основополагающей концепции плана, программы и государственного руководства. Проблема регулирования финансовых рынков возникла лишь в начале 1930-х гг., когда биржевой крах оказался важнейшей составляющей глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг., поразившего западный мир. С 1933 г., когда в США был впервые принят закон о ценных бумагах и создана Комиссия по ценным бумагам и биржам, эта сфера экономической жизни постоянно находится в поле зрения Конгресса и правительства. Однако речь никогда не шла о какой-либо форме прямого руководства со стороны государства.
Косвенное государственное регулирование состоит, главным образом, в разработке законодательной базы и се развитии. В США Комиссия но ценным бумагам и биржам - независимый орган, отвечающий за общее функционирование рынка, усовершенствование законодательства и его неукоснительное соблюдение всеми участниками рынка. Каждый штат имеет соответствующие органы, наблюдающие за функционированием рынка ценных бумаг в пределах штата.
Институты рынка, и прежде всего, биржи являются саморегулируемыми организациями. Биржи требуют от всех участвующих в ее операциях строгого следования предписанным правилам и процедуре, сложившимся традициям, а также регулярно проверяют фактическую финансовую устойчивость членов биржи через обследования и опросы. Существование арбитража позволят не доводить подавляющее количество конфликтов до суда.
Надежность выпускаемых ценных бумаг обеспечивается действием принципа полного предъявления, т.е. полного раскрытия всей необходимой информации эмитентом, выходящим на первичный рынок, Комиссии по цепным бумагам и биржам. Если ценная бумага попадает на вторичный рынок и обращается на бирже, то проводятся систематические уточнения кредитоспособности эмитента спустя 1, 2, 3 года после эмиссии.
Общий принцип управления на финансовом рынке - саморегулирование финансовых институтов под наблюдением государственных органов. Это реализуется посредством разработки и внедрения стандартизации в бухгалтерский учет, формы отчетов и балансов, процедуру полного регулирования. Высшие регулирующие органы систематически публикуют в специальных изданиях нормативные акты и правила, обеспечивающие деятельность на финансовом рынке. Все регулирование направлено на создание условий соблюдения законности, открытости, защиты рынка и инвесторов от возможных махинаций и мошенничества.
В целях защиты инвесторов и создания условий равной конкуренции законодательством запрещается совмещение некоторых видов деятельности. Так, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности. Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются ФСФР России - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству РФ.
К одной из функций ФСФР России относится лицензирование деятельности профессиональных участников фондового рынка. Лицензированию подлежат все перечисленные выше виды профессиональной деятельности. В законе предусмотрены лицензии трех видов: профессионального участника рынка ценных бумаг; на осуществление деятельности по ведению реестра; фондовой биржи.
Лицензирующий орган контролирует деятельность профессиональных участников финансовых рынков и может отозвать лицензию при нарушении законодательства РФ.