Лекция 4. Организация и координация
В результате освоения данной главы студент должен:
знать
o сущность организации как функции управления:
o ОГЛАВЛЕНИЕ координации;
уметь
o применять основные принципы организации;
o вырабатывать решения эффективной организации в социально-экономических системах с помощью реинжиниринга, внутренних рынков корпораций, альянсов и стратегических партнерств;
владеть
o навыками использования основных механизмов координации.
Организация как функция управления
Организовать - значит создать некую структуру. Существует много видов деятельности, которые необходимо структурировать, чтобы компания могла осуществлять свои планы и тем самым достигать своей цели. Поскольку в компании работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, включая и работу по управлению. Таким образом, организация включает делегирование заданий различным людям и группам внутри компании.
Организация - это процесс, направленный на объединение усилий различных участников управления и принятие решений, включающий в себя распределение ролей, ресурсов, заданий, ответственности и полномочий.
Организация - это логический процесс, который помогает преобразовывать идею или некий план в достижимую реальность. Она обеспечивает основу для действий таким образом, что работающие знают, что конкретно ожидается от них, каким образом они должны действовать, к кому обратиться, когда возникают какие-либо проблемы. Каждая компания, независимо от ее размера, базируется на формально и точно определенных взаимоотношениях между ее членами. Эта формальная структура и демонстрирует управленческую иерархию: кто перед кем отчитывается, кто за что отвечает.
Но даже при таких формализованных структурах в любой компании неизбежны споры о полномочиях и коммуникациях. Основой организационного процесса является:
o создание или изменение организационной структуры;
o разделение труда;
o подбор кадров;
o делегирование полномочий;
o выдача заданий;
o обеспечение материальными ресурсами.
Фундаментальное понятие устройства компании - взаимоотношение полномочий, которые связывают работников компании и обеспечивают возможность распределения и координацию задач.
Средством, с помощью которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Иначе говоря - это наделение правами и обязанностями кого-либо из подчиненных. Это средство, с помощью которого руководство распределяет среди сотрудников множество задач, которые должны быть выполнены для достижения целей компании.
Для повышения эффективности делегирования полномочий, а значит, и повышения эффективности управления необходимо придерживаться пяти основных принципов делегирования полномочий.
1. Принцип диапазона (или сферы) контроля - контроль ограниченного количества подчиненных, работу которых можно эффективно координировать.
2. Принцип фиксированной (закрепленной) ответственности - ответственность не снимается с того, кто передал задачу, дело на нижний уровень исполнения.
3. Принцип соответствия прав и обязанностей.
4. Принцип передачи работы (ответственности за работу) на возможно более низкий уровень - не делай того, что может сделать подчиненный.
5. Принцип отчетности по отклонениям - докладывай наверх только об отклонениях от плана.
С делегированием тесно связаны такие понятия, как ответственность и организационные полномочия.
Ответственность - это обязательства выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы компании и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент (рис. 4.1). Когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.