Организация как функция управления
Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления связывают ее деятельность с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений.
Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагании, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что его можно представить в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации. На рис. 2.34 показана организация реализации принятых решений.
Рис. 2.34. Организация реализации принятых решений
Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. В классической теории управления разработка такого плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако в настоящее время зачастую к его разработке привлекаются и те, кто будет его реализовывать.
Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации. Увеличение их числа ведет к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения.
Все чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя. Необходимые организационные предпосылки для выполнения решения создаются уже в процессе его подготовки и принятия. В самом решении определяется, кто, что, когда, где, каким образом и с какой целью должен выполнять. Вместе с тем процесс организации выполнения принятых решений имеет свои особенности и требует особых методов реализации. Этот процесс включает следующие этапы:
• составление организационного плана;
• доведение решения до исполнителей;
• контроль за ходом выполнения решения;
• внесение корректив[1].
Составление организационного плана работы по реализации принятого решения является важным этапом процесса выполнения решения. В нем должно быть четко определено, кто, какими силами, какую часть работы и в какой промежуток времени выполняет. Целесообразно оставлять план-график выполнения решения, в котором выделяются основные этапы процесса реализации решения, сроки их выполнения и ответственные исполнители. Для выполнения каждого этапа работ подбирается необходимое число исполнителей соответствующих специальностей с учетом их квалификации и опыта. Готовый организационный план доводится до исполнителей. На этом этапе всегда необходима разъяснительная работа. Часто бывает, что для выполнения решения необходимо обучить работников новым методам и приемам работы. Тогда одновременно с разъяснительной должна проводиться и инструкторско-методическая работа.
В процессе решения можно выделить следующие основные функции руководителя. Во-первых, руководитель должен управлять процессом выработки решения. Во-вторых, руководитель выдвигает задачу для решения, участвует в ее конкретизации и выборе оценочных критериев. Умение правильно определить и поставить задачу в чрезвычайно сложной и противоречивой ситуации является существенной обязанностью руководителя, главной творческой частью его работы. В-третьих, он выполняет сложную работу по самому принятию решения. В-четвертых, руководитель организует выполнение решения, возглавляя работы на этапе реализации принятого решения. В процессе подготовки и принятия решения участвуют два основных типа работников: системные аналитики и собственно руководители.