Б. Внесудебные механизмы защиты
В институциональном механизме ЕС, как и в рамках многих демократических государств, защита прав человека и гражданина осуществляется также посредством обращения в независимые контрольные органы.
Наиболее важную роль среди них играет Европейский омбудсман, которому подведомственны дела о нарушении порядка управления в деятельности институтов, органов и учреждений ЕС.
Обращение с жалобой к Европейскому омбудсману признано в качестве одного из основополагающих прав граждан Союза (см. 5.3). Наряду с гражданами аналогичными правами наделены другие физические и юридические лица, имеющие место жительства (место нахождения) на территории ЕС.
В отличие от Суда ЕС, Европейский омбудсман не уполномочен отменять неправомерные акты или устанавливать размер денежной компенсации потерпевшему. Фактическая сила его решений базируется на авторитете Омбудсмана, который довольно высок, а также на полномочиях Европарламента, которому Омбудсман направляет доклады о проведенных расследованиях.
Практика показывает, что значительная часть жалоб, поступающих Европейскому омбудсману, на самом деле направлена против органов и должностных лиц государств-членов. Такие жалобы Омбудсману не подведомственны и должны рассматриваться национальными омбудсманами или эквивалентными органами стран ЕС.
Тем нс менее, чтобы избежать ненужной волокиты, Европейский омбудсман, если признает себя некомпетентным, может с согласия обратившегося к нему лица переслать его жалобу по подведомственности (например, шведскому Омбудсману или французскому Защитнику граждан).
Наряду с Европейским омбудсманом в рамках ЕС функционируют контрольные органы специальной компетенции, которые могут рассматривать жалобы физических и юридических лиц на нарушение их отдельных прав, в основном в информационной сфере. К ним относятся неоднократно упоминавшийся в предыдущих главах книги Европейский контролер по защите данных и некоторые другие учреждения и должностные лица. Создание таких учреждений па всех уровнях предусматривается Хартией Европейского Союза об основных правах 2000 г. (см. 5.5).
Физические и юридические лица могут защищать права от нарушений со стороны государств-членов путем обращения к Европейской комиссии как институту, осуществляющему надзор за соблюдением права ЕС (см. 4.5). Подобные обращения служат поводом для возбуждения Комиссией расследования против государств-членов с возможностью дальнейшего привлечения их к ответственности перед Судом ЕС.
Обращение в Комиссию возможно, например, в том случае, если национальные суды или другие органы государств-членов вопреки принципам верховенства и прямого действия права ЕС отказываются применять его нормы или, когда речь идет о судах высших инстанций, воздерживаются от направления преюдициальных запросов в Суд ЕС, что является для них обязательным.
Защищать права гражданина необходимо не только в пределах ЕС, но и за рубежом, на территории третьих стран. Соответствующая обязанность возлагается на дипломатические и консульские представительства государств-членов в третьих странах. Например, если права союзных граждан нарушаются в США, то помощь им оказывают посольства или консульства Германии (для немецких граждан), Франции (для французских граждан) и т.д.
Однако возможна ситуация, когда государство-член не имеет дипломатического представительства на территории определенной третьей страны. В подобном случае граждане этого государства могут обращаться за защитой к дипломатическим и консульским учреждениям любого другого государства-члена, которое располагает здесь своим представительством.
Право на защиту со стороны дипломатических и консульских представительств всех государств-членов признано в качестве основного права граждан Союза. Условием его реализации служит отсутствие в третьей стране аналогичных учреждений государства, национальным гражданином которого он является (см. 5.3).
В настоящее время в ЕС создаются системы досудебного урегулирования правовых споров, главным достоинством которых служит их оперативность (особенно, по сравнению с судами, процедура рассмотрения дел в которых может длиться годы). Например, созданная по инициативе Комиссии система SOLVIT (от англ. solve it – "реши это")[1] представляет собой сеть контактных пунктов, созданных в государствах-членах для разрешения проблем в области реализации свобод единого внутреннего рынка ЕС (свобод передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов).
В случае обращения заинтересованного лица в эту систему контактный пункт соответствующего государства-члена вступает в диалог с предполагаемым нарушителем с целью обеспечить прекращение нарушения в добровольном порядке (например, отказ немецкого работодателя принять на работу гражданина Франции по причине его иностранного гражданства). Если такое добровольное урегулирование является успешным (общий срок, рекомендуемый Комиссией, составляет 2,5 месяца), нарушение прекращается. В противном случае заинтересованное лицо обращается с иском в суд или с жалобой в иные компетентные органы для принятия в адрес нарушителя юридически обязательных предписаний.
С целью располагать максимально полной, достоверной и объективной информацией о соблюдении основных прав и свобод во всех государствах-членах, а также о проблемах в этой области и способах их решений, в ЕС создано Агентство Европейского Союза по основным правам. Агентство в соответствии с регламентом о его создании (Регламент (ЕС) № 168/2007 Совета от 15 февраля 2007 г. о создании Агентства Европейского Союза по основным правам[2]) является экспертным учреждением, оказывающим поддержку другим институтам, органам, учреждениям ЕС, а равно государствам-членам. Жалоб от отдельных граждан и юридических лиц оно не рассматривает.
Специализированным экспертным учреждением ЕС применительно к проблемам реализации принципа равенства полов выступает Европейский институт по вопросам равенства мужчин и женщин (Регламент (ЕС) № 1922/2006 Европейского парламента и Совета от 20 декабря 2006 г. о создании Европейского института по вопросам равенства мужчин и женщин[3]).