Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
Успех ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях РСЧС, во всех ее подсистемах и звеньях планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций для соответствующей территории, прогнозирования вариантов возможной обстановки при их возникновении, анализа приемлемых решений на проведение работ.
В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России разрабатываются планы действий (взаимодействия), являющиеся составными частями федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ ГОЧС в войсках гражданской обороны, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций и размешенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживаемым территориям планы приведения в готовность и планы действий войск.
Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. В первоочередном порядке организуется система управления работами по ликвидации чрезвычайной ситуации.
С возникновением стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф, при выявлении опасных загрязнений (заражений) окружающей природной среды органы управления и силы РСЧС приводятся в готовность, а также вводятся планы действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уровень задействования органов управления и сил РСЧС зависит от масштаба сложившейся чрезвычайной ситуации.
Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайной ситуации, осуществляют руководители ликвидации чрезвычайной ситуации, в роли которых в зависимости от ее масштаба могут выступать: председатель Межведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), его заместители, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, руководители организаций, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям соответствующих уровней.
РЦ ГОЧС осуществляют координацию аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, затрагивающих территории нескольких субъектов Российской Федерации, входящих в регион.
Непосредственное управление аварийно-спасательными и другими неотложными работами, жизнеобеспечением населения, координацией действий органов управления и сил РСЧС осуществляют в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия может взять на себя руководство или координацию работ по ликвидации данной чрезвычайной ситуации либо оказать помощь необходимыми силами и средствами. Решение об оказании помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации федеральными силами и средствами или о принятии непосредственного руководства ее ликвидацией руководителями федерального уровня принимается Правительством Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, и заключению МЧС России.
В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайной ситуации может быть образована Правительственная комиссия, председатель которой принимает на себя руководство всеми силами и средствами, занятыми в ликвидации чрезвычайной ситуации.
На каждом уровне РСЧС работу комиссий по чрезвычайным ситуациям обеспечивают постоянно действующие органы управления РСЧС (табл. 10.2).
Таблица 10.2
Постоянно действующие органы управления РСЧС
Уровень РСЧС |
Орган управления РСЧС |
Федеральный |
МЧС России; структурные подразделения ГОЧС в федеральных органах исполнительной власти |
Региональный |
Региональные центры ГОЧС |
Территориальный |
Министерства, Госкомитеты, комитеты, главные управления, управления ГОЧС субъектов Российской Федерации в составе органов исполнительной власти или при них |
Местный |
Управления, отделы ГОЧС местного самоуправления, создаваемые при органах местного самоуправления |
Объектовый |
Отделы, сектора ГОЧС, специально назначенные должностные лица |
На базе постоянно действующих органов управления РСЧС на время угрозы возникновения или ликвидации чрезвычайной ситуации при КЧС могут создаваться оперативные рабочие органы (оперативные штабы КЧС), а для действий в зонах чрезвычайных ситуаций - организовываться оперативные группы органов управления РСЧС разных уровней.
Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:
- федеральные, региональные и территориальные поисково-спасательные отряды и службы МЧС России;
- соединения, воинские части, подразделения и формирования гражданской обороны;
- военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств и организаций Российской Федерации;
- штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
- противопожарные части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации;
- специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, аварийно-поисково-спасательные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования;
- поисковые и спасательные подразделения добровольных общественных организаций.
Привлечение сил различной ведомственной принадлежности для ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность их использования на других объектах и территориях, и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.
Решение на привлечение поисково-спасательных служб и формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия решением председателей ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС.
Воинские части гражданской обороны постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При внезапном возникновении чрезвычайной ситуации на территории региона воинские части гражданской обороны (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ ГОЧС с немедленным докладом Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На период выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ соединения и воинские части гражданской обороны могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации или комиссии по чрезвычайным ситуациям на соответствующих территориях или объектах.
Специально подготовленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно-спасательные подразделения), другие войска и воинские формирования привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и решениями КЧС и ПБ, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне возникшей чрезвычайной ситуации. На отдельных объектах и участках зоны чрезвычайной ситуации в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках их действий, принимают командиры (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.
Исходными данными для принятия решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации являются:
- задача, поставленная вышестоящим органом управления;
- данные разведки об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;
- выводы из оценки обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
- оценка возможностей имеющихся и прибывающих сил и средств;
- выводы из оценки местности, погоды, их возможного влияния на ход работ.
Для своевременной подготовки к ликвидации прогнозируемой чрезвычайной ситуации или для непосредственного проведения ликвидации органы управления, силы и средства РСЧС, функционирующие при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий в режиме повседневной деятельности в пределах конкретной территории в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления переводятся в режим повышенной готовности или режим чрезвычайной ситуации. Решение на перевод в зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации принимают соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. Каждый из названных режимов функционирования характеризуется выполнением органами управления и силами РСЧС комплекса мероприятий, направленных на последовательное повышение их готовности к действиям по предназначению в соответствии с изменением обстановки и масштабом прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации.
Управление ликвидацией чрезвычайной ситуации организуется из единого центра на основе принципа централизации и ведется в интересах решения общей, основной задачи - ликвидации чрезвычайной ситуации в возможно короткие сроки и с минимальным ущербом.
Комиссии по чрезвычайным ситуациям осуществляют управление с пунктов управления соответствующих органов управления РСЧС или специально организованных пунктов упраdления в районах действий сил. Здесь могут развертываться при необходимости мобильные пункты управления. Командиры соединений, воинских частей и подразделений гражданской обороны осуществляют управление с командных пунктов, развертываемых на направлениях действий основных подразделений, а командиры (начальники) аварийно-спасательных формирований (подразделений) - с командно-наблюдательных пунктов управления, развертываемых непосредственно в местах действий.
Оперативное планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится КЧС и ПБ, осуществляющей непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации (обеспечивающим ее работу постоянно действующим органом управления РСЧС соответствующего уровня, оперативным штабом), а также ведется во всех звеньях подсистем РСЧС и формированиях, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации на основе принятых решений на проведение работ, поставленных задач и уточнения заранее разработанных планов действий. Оно заключается в определении последовательности, способов и сроков выполнения постаdленных задач, распределении сил и средств по участкам (объектам) работ, определении порядка взаимодействия и обеспечения. Оперативные планы детализируются путем разработки графиков ведения работ на каждые сутки. Органы управления функциональных подсистем и служб разрабатывают планы по видам обеспечения в соответствии с предназначением данной подсистемы (службы).
Непременным условием высокой эффективности действий органов управления и сил при ликвидации чрезвычайной ситуации является организация и поддержание тесного взаимодействия между всеми участниками аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Сущность взаимодействия состоит в целенаправленной управленческой деятельности, согласованной по целям, задачам, месту, времени и способам действий органов управления и сил РСЧС на всех этапах работ. Взаимодействие организуется заблаговременно еще на стадии разработки и согласования планов действий (взаимодействия), совершенствуется при их ежегодном уточнении, а также уточняется при угрозе и возникновении конкретной чрезвычайной ситуации.
Оперативное взаимодействие участников ликвидации чрезвычайной ситуации организуется с начатом аварийно-спасательных и других неотложных работ руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации, КЧС и ПБ, органами управления РСЧС. В ходе работ поддержание взаимодействия достигается единым оперативным планированием, постановкой и уточнением задач с учетом хода работ и изменений обстановки, отдачей согласованных по содержанию распоряжений, непрерывной координацией действий, контролем их результатов.
Особо важную роль в осуществлении эффективного управления при ликвидации чрезвычайной ситуации играет наличие непрерывно действующей надежной связи.
Система связи в условиях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создается на основе сочетания стационарных и мобильных узлов связи. Мобильные узлы связи могут развертываться при пунктах управления оперативных групп, командных пунктах войск, пунктах управления аварийно-спасательных формирований.
В целях обеспечения управления организуются проводная и радиосвязь. Для этого комплексно используются канаты и технические средства государственных, ведомственных и коммерческих систем связи. Стационарные узлы и линии связи наращиваются полевыми средствами связи, обеспечивающими усиление стационарной сети и непосредственное управление подразделениями и формированиями.
Система связи при ликвидации чрезвычайной ситуации должна обеспечить непрерывную передачу сигналов оповещения и доведение до адресатов приказов, распоряжений, указаний вышестоящих начальников (командиров) и органов управления, срочных донесений, текущей информации, других данных, необходимых для оценки обстановки, принятия решений, поддержания взаимодействия и контроля результатов работ. Передаваемая информация оформляется в виде информационных сообщений, донесений и сводок.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и ведутся на основе единого замысла с предоставлением руководителями ликвидации чрезвычайной ситуации подчиненным инициативы в выборе конкретных методов и технологий управления и ведения работ в соответствии с реальной обстановкой. При этом строго соблюдается принцип централизации управления.
Развертывание органов управления и наращивание группировки сил для организации и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляются по мере приведения их в готовность и выдвижения в зону чрезвычайной ситуации.
Как уже указывалось, при возможности и необходимости аварийно-спасательные и другие неотложные работы ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах работ и в сложных условиях их проведения работы организуются в 2-3 смены. Смена формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах. При этом тяжелая инженерная техника обычно не выводится, а передается подразделению (формированию), прибывшему на смену, непосредственно на месте работ.
Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение населения. Решение о завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ и переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель работ или комиссия по чрезвычайным ситуациям, осуществлявшие руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации.