Определение платы за сохранение социальных функций лесов

Рассмотрим экономические потери от утраты социальных функций лесов – их водоохранных и водорегулирующих свойств и установление определенной платы за это.

Оценка этих потерь должна быть направлена прежде всего на определение размера платы за экологическое пользование лесом, позволяющего компенсировать издержки владельцев (и собственников) лесов. Далее следует, что размер платы должен быть установлен на уровне дохода, получаемого от альтернативного использования лесных территорий, конкурирующего с их природоохранным использованием.

Основным экономическим правилом компенсационного механизма, оправдывающим сохранение природоохранного направления использования лесов для их владельцев и собственников, будет выполнение следующего соотношения:

где П – плата, получаемая собственником лесных земель от их использования в экологических целях; – выгоды от альтернативного, наиболее прибыльного в данном регионе способа освоения лесных земель; З – затраты на освоение лесных ресурсов.

Этот расчетный платеж и должен быть оплачен или компенсирован тем субъектом экономических отношений, в интересах которого проводятся работы по уходу за лесами и установлены ограничения по лесопользованию.

Такой подход расчета общего платежа за использование водоохранных качеств лесов полностью соответствует принятой в сфере природопользования концепции определения платежей за использование природных ресурсов, установленной российским законодательством.

В настоящее время с владельцев и собственников природных ресурсов и, в частности, лесов и иной растительности, рекреационных и других природных ресурсов взимается плата:

– за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

– на воспроизводство и охрану природных ресурсов;

– за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов.

Поскольку при ограничении лесохозяйственных работ нерационального или сверхлимитного использования в чистом виде не происходит, то последний вид платежей при формировании механизма взимания компенсационных платежей за леса водоохранного пояса не предусматривается.

Однако косвенным видом нерационального использования можно считать ухудшение качественного состава древостоев в некоторой отдаленной от настоящего времени перспективе. Данный вид ущерба может быть охарактеризован разностью в доходах от использования лесных земель при существующей структуре лесных насаждений и при структуре, изменившейся в худшую сторону с точки зрения товарных качеств древесины. Но его расчет пока нецелесообразен, вследствие значительных искажений, вызванных приведением стоимости потерь в отдаленном будущем к настоящему моменту времени из-за большого значения дисконтной ставки.

Другой стороной экономических отношений в установлении платы за природопользование леса являются не непосредственные лесопользователи в традиционном понимании, а опосредованные потребители его водоохранных качеств. Таковыми являются организации-водопотребители. Поэтому в целях определения для них ставки вносимой платы должен быть введен переходный коэффициент, отражающий степень обеспечения водоохранными лесами фактического водозабора из открытых источников. Такой коэффициент должен быть установлен из отношения фактического водозабора к общей лесопокрытой площади водоохранных лесов.

В настоящее время 1 м3 потребляемой воды обеспечивает 67,0 га лесной территории. Эта величина и должна быть заложена в основу коэффициента, позволяющего перейти от нормативной величины платы за гектар лесопокрытой площади к объему потребляемой воды.

Соответственно ставка платы для конкретного водопотребителя будет определяться из расчета общего объема потребляемой воды, увеличенного на данный коэффициент.

Плата за право пользования

Плата за право пользования является формой реализации экономических отношений между собственниками природных ресурсов и природопользователем. Поскольку в настоящее время понятие о собственности на лесные ресурсы юридически не оформлено, то данный вид платежа можно рассматривать как компенсацию органам местного самоуправления их потенциального дохода или упущенной выгоды от переориентации лесных земель на природоохранные цели. Поэтому размер компенсационных платежей за право пользования должен возмещать данную часть общих убытков в размере недополученных лесных податей с 1 га лесных земель.

Норматив платы за право пользования

где ПЛ – потенциальное лесопользование; – коэффициент фактического использования расчетной лесосеки; – стоимость древесины, отпускаемой на корню; – коэффициент перевода в ставки минимального размера оплаты труда.

Ставки платежей для конкретных водопользователей определяются по формуле

где – ставка платы для конкретного водопользователя; – норматив платы за право пользования; – коэффициент обеспечения водоохранными лесами фактического водопотребления; – объем фактического водопотребления.

Плата на воспроизводство. Плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов является формой возмещения затрат лесохозяйственных предприятий по ведению лесного хозяйства в зонах санитарной охраны источников водоснабжения.

Нормативы платы на воспроизводство определяются исходя из затрат, необходимых для поддержания водоохранных и водорегулирующих функций лесных территорий и формирования жизнеспособных высокопродуктивных и высококачественных насаждений, способных перевести поверхностный сток в грунтовый, остановить процессы эрозии, защитить водные источники от заиления, загрязнения, уменьшить излишнее испарение воды.

Существующая практика ведения лесного хозяйства Московской области использует принцип непрерывности лесопользования, который достигается регулярными ежегодными затратами на все виды лесохозяйственных работ, определяемых из структуры лесных насаждений по видам лесных пород, возрастному составу, категорий лесных земель и т.д.

Установление платы за водоохранное использование лесов на принципах расчета ее нормативов позволяет получать дополнительные доходы в бюджеты различных уровней, что дает возможность выйти на нормативный уровень финансирования всех видов лесоводческих работ в лесах 1–2 поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения с учетом удорожания, обусловленного спецификой ухода за водоохранными лесами. Для дальнейшего учета удорожания цен необходимо применять коэффициенты, учитывающие темпы инфляции или условные единицы, например размер минимальной оплаты труда. Последний коэффициент также недостаточно полно отражает изменение ситуации с ценами па лесную продукцию и стоимостью работ в лесохозяйственном производстве. Поэтому нормативные показатели целесообразно через определенный период времени пересматривать.