Определение массы груза для ее перевозки

Большое значение для транспортной характеристики груза имеют линейные размеры, показатели объема и массы. Учет их при выборе типа подвижного состава позволяет правильно решать задачу полного использования вместимости транспортных средств.

К линейным размерам относятся длина l, ширина b, высота h, диаметр d. В некоторых государствах кроме метрических единиц используют фут (304,8 мм) регистровую тонну (2,83 м3) и др.

Перевозимый груз состоит из собственного груза и тары. Полная масса груза и тары называется массой брутто, чистая – нетто. На железной дороге в массу брутто входит и масса подвижного состава.

Общее количество грузов, которое можно разместить на подвижном составе, устанавливают по их плотности и удельному объему. Удельный объем – это объем, который занимает 1 т груза на подвижном составе, например, свинец в слитках – 0,2 м3/т. Плотность (объемная масса) груза выражается в килограммах (или тоннах) на кубический метр.

В практике часто объемной массой насыпных и навалочных грузов называют насыпную массу груза, т.е. массу единицы объема груза, способа сто хранения и укладки. Стандартная насыпная масса определяется взвешиванием груза, насыпанного в мерный ящик размером 1000 × 1000 × 1000 мм.

Насыпную массу ρн, т/м3, рассчитывают по формуле

(3.1)

где М – масса груза в мерном ящике, т; V – объем мерного ящика, м3.

Необходимо иметь в виду, что плотность насыпных и навалочных грузов зависит от высоты слоя.

Для генеральных (штучных) грузов важной характеристикой объема и массы является удельный объем места Uм, т/м3, определяемый отношением габаритного объема места Vм, м3, к его общей массе Мо, т:

(3.2)

Объем места может быть вычислен как произведение его внешних (габаритных) размеров:

Мерой учета количества наливных грузов служит их масса, поскольку у всех жидкостей с изменением температуры меняется объем. Для жидких грузов мерами вместимости служат литры и километры.

Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинаковая.

Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке.

Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была ясно видна и сохранялась до конца перевозки. Различают маркировку товарную, отправительскую, специальную и транспортную.

Товарная (фабричная) маркировка содержит наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТа и другие необходимые сведения о товаре.

Отправительская маркировка содержит номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.

Специальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов (рис. 3.2).

Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числителе – порядковый номер, за которым эта отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе – число мест данной отправки) и рядом с дробью помер грузовой накладной, например, :. Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировки. На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.

Рис. 3.2. Маркировка груза:

а – маркировочные знаки разных грузов; б – ярлыки предупредительной маркировки опасных грузов

При определении продукции следует определить массу груза. Для этого используют прямое взвешивание, счет грузовых мест, обмер штабелей, а на водном транспорте и осадку судна.

Массы грузов (нефтепродуктов, машин) определяют расчетным путем. Так, массу продукта, налитого в цистерну, можно рассчитать по формуле

(3.3)

где ρ – плотность продукта, т/м3; V – объем продукта, м3.

Масса навалочных и насыпных грузов 8 зависит от геометрической формы штабеля;

• конусообразная форма

• усеченная пирамида

(3.4)

где r радиус основания конуса, м; h – высота усеченной пирамиды, м; ρ – массовая плотность груза, т/м3; S – площадь основания штабеля, м2; s – площадь верхней плоскости штабеля, м2.

Объем штабеля круглого леса lк, м3, вычисляется как

(3.5)

где θ – объем штабеля, м3; β – коэффициент заполнения штабеля.

В процессе перевозки масса различных грузов может изменяться в результате потерь, которые называются утруской, распылением, усушкой и утечкой. Перечень грузов и предельно допустимые нормы их убыли приводятся в общих правилах перевозки грузов на различных видах транспорта. Размер норм естественной убыли зависит от характера груза, расстояния и условий перевозки и колеблется в пределах 0,1–3,4%.

Снижению потерь массы груза и применяемых норм естественной убыли способствуют улучшение качества перевозок, внутренние механизации и автоматизации погрузки и разгрузки, улучшение качества и стандартизации тары и упаковки, внедрение контейнерных и пакетных перевозок, а также соблюдение условий и правил приема и перевозки грузов.