Внешняя социальная политика

Внешняя корпоративная социальная политика проводится для местного сообщества в регионе присутствия компании или ее подразделений.

Современный этап развития социальной корпоративной политики характеризуется становлением устойчивых практик осуществления социальных программ. К направлениям внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

• спонсорство и корпоративную благотворительность;

• содействие охране окружающей среды;

• взаимодействие с местным сообществом и местной властью;

• готовность участвовать в кризисных ситуациях и др.

Эти направления нацеливают руководство компаний на проведение благотворительных проектов для детей и молодежи (как талантливых, так и нуждающихся в помощи), пенсионеров, ветеранов войны, инвалидов. Благотворительная поддержка осуществляется по большей части социально незащищенным группам населения, тем самым компания снижает риск бедности и социальной напряженности в регионах своего присутствия. Помощь может носить как разовый характер, так и быть долгосрочной.

Изменение подходов к управлению в компаниях приводит к тому, что инструментарий благотворительной деятельности становится все более разнообразным, появляются современные подходы, так называемые новые социальные технологии. Па настоящий момент корпоративную благотворительность, осуществляемую в соответствии с новыми социальными технологиями, можно разделить па следующие основные направления:

• грантовые конкурсы;

• целевые и комплексные программы (включая наиболее распространенный вид – стипендиальные программы, которые сегодня имеют в своем арсенале почти 40% компаний);

• участие сотрудников компании в благотворительных программах (волонтерство, софинансирование).

Однако общий объем социальных инвестиций не дает представления о состоянии внешней социальной корпоративной политики. Для оценки ее масштаба применяют индекс социальных инвестиций, который рассчитывают разными способами (табл. 13.3).

Таблица 13.3

Значение количественного индекса социальных инвестиций[1]

Разновидность индекса социальных инвестиций

2003 г.

2007 г.

2011 г.

Величина социальных инвестиций на одного работника, руб.

42 807

54 335

69 129

Отношение социальных инвестиций к валовым продажам, %

1,96

3,76

5,46

Отношение социальных инвестиций к балансовой прибыли, %

11,25

6,25

17,0

За приведенный период отмечен явный абсолютный рост величины социальных инвестиций на одного работника и при этом существенно снизилось отношение социальных инвестиций к балансовой прибыли. Падение показателя связано с резким докризисным ростом прибыли крупнейших компаний, несоразмерным с ростом вложений в социальную сферу и осторожным подходом к объектам социального инвестирования. Рост производства, который был остановлен кризисными явлениями 2008–2011 гг., происходил, в основном, за счет средств, направленных на модернизацию производства, т.е. происходили вложения не в человеческий и социальный капитал, экологию, а в физический капитал.

Оценка внешних социальных инвестиций приводит к выводу, что дифференциация финансовых потоков зависит от отраслевой принадлежности компании. Основные направления расходования средств – затраты на добросовестную деловую практику в отношении потребителей и партнеров, на местное сообщество, на природоохранную деятельность и ресурсосбережение. Следует отметить абсолютное преимущество финансирования взаимодействия с местным сообществом и экологических проектов. Наиболее сбалансированная внешняя социальная политика проводится компаниями топливного комплекса и металлургии. Для компаний энергетики характерно снижение затрат на природоохранную деятельность, что связано с реструктуризацией энергетической отрасли. Компании лесного хозяйства, наоборот, увеличивают инвестиции в экологические проекты, что обусловлено особенностями деятельности. В машиностроении, финансовой сфере, на транспорте и при производстве потребительских товаров преобладающие социальные инвестиции являются внутренними, так как направлены на повышение качества персонала.

Характеризуя особенности внешней социальной политики компаний, следует отметить тенденции консолидации крупнейших благотворителей в различные союзы и ассоциации, а также выработку общих норм, оценивающих рассматриваемую деятельность.

Представители бизнеса принимают активное участие в различных консультативных органах и структурах, ответственных за осуществление социальной политики на федеральном и региональном уровне. Особенно это касается сферы ЖКХ и образования. Так, в составе рабочих групп приоритетных национальных проектов "Доступное жилье" и "Образование" работает шесть представителей бизнеса (по три в каждой группе). Консультативные органы, занимающиеся проблемами социальной политики, есть в крупных объединениях бизнеса – РСПП, Торгово-промышленной палате, Ассоциации менеджеров России, Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" и пр. Таким образом, происходит углубление процесса вовлечения компаний в определение направлений и механизмов социальной политики бизнеса и государства.

Отмечая активизацию применения требований международных стандартов в области КСО, хотелось бы привести результаты рейтинга социальной ответственности российских компаний (табл. 13.4 и 13.5).

Таблица 13.4

Рейтинг КСО компаний России в 2010 г.[2]

Место

Название компании

1

Газпром

2

ЛУКОЙЛ

3

Транснефть

4

Норильский никель

5

Роснефть

6

РЖД

7

Сургутнефтегаз

8

Алроса

9

Новолипецкий металлургический комбинат

10

Банк ВТБ

Таблица 13.5

Рейтинг КСО компаний России в 2012 г[3]

Название компании

Рейтинг

ОАО "АК "Трансаэро"

AAA(s)

ОСАО "Ингосстрах"

AAA(s)

ОАО "МегаФон"

AA(s)

Группа компаний "Новард"

AAA(s)

ОАО "МТС"

AA(s)

ОАО "Пивоваренная компания “Балтика”"

AA(s)

ОАО "Ростелеком"

AA(s)

ОАО "РусГидро"

AA(s)

ООО "ТЕКТА"

A(s)

ОАО "ОТП Банк"

A(s)

При рассмотрении этих рейтингов необходимо отметить различие представленных компаний по отраслевой направленности, эксперты два года назад оценивали как наиболее социально активные компании добывающего сектора экономики, а структурированный подход позволил получить высшие оценки компаниям, оказывающим различные услуги населению. Следовательно, максимальная восприимчивость к стандартам социальной ответственности распространяется среди компаний меньших по масштабу, но наиболее адаптивных к современным требованиям корпоративной культуры[4].

Самостоятельная работа

Изучите национальную классификацию социальной ответственности компаний, выявите, что включают классы рейтинга корпоративной социальной ответственности[5].