Внешняя социальная политика
Внешняя корпоративная социальная политика проводится для местного сообщества в регионе присутствия компании или ее подразделений.
Современный этап развития социальной корпоративной политики характеризуется становлением устойчивых практик осуществления социальных программ. К направлениям внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
• спонсорство и корпоративную благотворительность;
• содействие охране окружающей среды;
• взаимодействие с местным сообществом и местной властью;
• готовность участвовать в кризисных ситуациях и др.
Эти направления нацеливают руководство компаний на проведение благотворительных проектов для детей и молодежи (как талантливых, так и нуждающихся в помощи), пенсионеров, ветеранов войны, инвалидов. Благотворительная поддержка осуществляется по большей части социально незащищенным группам населения, тем самым компания снижает риск бедности и социальной напряженности в регионах своего присутствия. Помощь может носить как разовый характер, так и быть долгосрочной.
Изменение подходов к управлению в компаниях приводит к тому, что инструментарий благотворительной деятельности становится все более разнообразным, появляются современные подходы, так называемые новые социальные технологии. Па настоящий момент корпоративную благотворительность, осуществляемую в соответствии с новыми социальными технологиями, можно разделить па следующие основные направления:
• грантовые конкурсы;
• целевые и комплексные программы (включая наиболее распространенный вид – стипендиальные программы, которые сегодня имеют в своем арсенале почти 40% компаний);
• участие сотрудников компании в благотворительных программах (волонтерство, софинансирование).
Однако общий объем социальных инвестиций не дает представления о состоянии внешней социальной корпоративной политики. Для оценки ее масштаба применяют индекс социальных инвестиций, который рассчитывают разными способами (табл. 13.3).
Таблица 13.3
Значение количественного индекса социальных инвестиций[1]
Разновидность индекса социальных инвестиций |
2003 г. |
2007 г. |
2011 г. |
Величина социальных инвестиций на одного работника, руб. |
42 807 |
54 335 |
69 129 |
Отношение социальных инвестиций к валовым продажам, % |
1,96 |
3,76 |
5,46 |
Отношение социальных инвестиций к балансовой прибыли, % |
11,25 |
6,25 |
17,0 |
За приведенный период отмечен явный абсолютный рост величины социальных инвестиций на одного работника и при этом существенно снизилось отношение социальных инвестиций к балансовой прибыли. Падение показателя связано с резким докризисным ростом прибыли крупнейших компаний, несоразмерным с ростом вложений в социальную сферу и осторожным подходом к объектам социального инвестирования. Рост производства, который был остановлен кризисными явлениями 2008–2011 гг., происходил, в основном, за счет средств, направленных на модернизацию производства, т.е. происходили вложения не в человеческий и социальный капитал, экологию, а в физический капитал.
Оценка внешних социальных инвестиций приводит к выводу, что дифференциация финансовых потоков зависит от отраслевой принадлежности компании. Основные направления расходования средств – затраты на добросовестную деловую практику в отношении потребителей и партнеров, на местное сообщество, на природоохранную деятельность и ресурсосбережение. Следует отметить абсолютное преимущество финансирования взаимодействия с местным сообществом и экологических проектов. Наиболее сбалансированная внешняя социальная политика проводится компаниями топливного комплекса и металлургии. Для компаний энергетики характерно снижение затрат на природоохранную деятельность, что связано с реструктуризацией энергетической отрасли. Компании лесного хозяйства, наоборот, увеличивают инвестиции в экологические проекты, что обусловлено особенностями деятельности. В машиностроении, финансовой сфере, на транспорте и при производстве потребительских товаров преобладающие социальные инвестиции являются внутренними, так как направлены на повышение качества персонала.
Характеризуя особенности внешней социальной политики компаний, следует отметить тенденции консолидации крупнейших благотворителей в различные союзы и ассоциации, а также выработку общих норм, оценивающих рассматриваемую деятельность.
Представители бизнеса принимают активное участие в различных консультативных органах и структурах, ответственных за осуществление социальной политики на федеральном и региональном уровне. Особенно это касается сферы ЖКХ и образования. Так, в составе рабочих групп приоритетных национальных проектов "Доступное жилье" и "Образование" работает шесть представителей бизнеса (по три в каждой группе). Консультативные органы, занимающиеся проблемами социальной политики, есть в крупных объединениях бизнеса – РСПП, Торгово-промышленной палате, Ассоциации менеджеров России, Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" и пр. Таким образом, происходит углубление процесса вовлечения компаний в определение направлений и механизмов социальной политики бизнеса и государства.
Отмечая активизацию применения требований международных стандартов в области КСО, хотелось бы привести результаты рейтинга социальной ответственности российских компаний (табл. 13.4 и 13.5).
Таблица 13.4
Рейтинг КСО компаний России в 2010 г.[2]
Место |
Название компании |
1 |
Газпром |
2 |
ЛУКОЙЛ |
3 |
Транснефть |
4 |
Норильский никель |
5 |
Роснефть |
6 |
РЖД |
7 |
Сургутнефтегаз |
8 |
Алроса |
9 |
Новолипецкий металлургический комбинат |
10 |
Банк ВТБ |
Таблица 13.5
Рейтинг КСО компаний России в 2012 г[3]
Название компании |
Рейтинг |
ОАО "АК "Трансаэро" |
AAA(s) |
ОСАО "Ингосстрах" |
AAA(s) |
ОАО "МегаФон" |
AA(s) |
Группа компаний "Новард" |
AAA(s) |
ОАО "МТС" |
AA(s) |
ОАО "Пивоваренная компания “Балтика”" |
AA(s) |
ОАО "Ростелеком" |
AA(s) |
ОАО "РусГидро" |
AA(s) |
ООО "ТЕКТА" |
A(s) |
ОАО "ОТП Банк" |
A(s) |
При рассмотрении этих рейтингов необходимо отметить различие представленных компаний по отраслевой направленности, эксперты два года назад оценивали как наиболее социально активные компании добывающего сектора экономики, а структурированный подход позволил получить высшие оценки компаниям, оказывающим различные услуги населению. Следовательно, максимальная восприимчивость к стандартам социальной ответственности распространяется среди компаний меньших по масштабу, но наиболее адаптивных к современным требованиям корпоративной культуры[4].
Самостоятельная работа
Изучите национальную классификацию социальной ответственности компаний, выявите, что включают классы рейтинга корпоративной социальной ответственности[5].