Операционные проблемы
Операционные проблемы имеют отношение к действиям, связанным с размещением и выполнением заказов, которые приводят к увеличению в отклонениях.
Когда компания размещает заказы, объемы которых гораздо больше, чем объемы, в которых проявляется спрос, изменчивость заказов увеличивается при подъеме по цепи поставок. Компания может заказать большой объем, если существенными являются постоянные расходы, связанные с размещением, получением или транспортировкой заказа или если поставщики предлагают скидку, связанную с объемом заказа. Размещение большого заказа имеет результатом поток заказа, который беспорядочнее, чем поток спроса.
Проблемы ценообразования
Проблемы ценообразования связаны с ситуацией, при которой политика ценообразования для продукта приводит к увеличению изменчивости размещенных заказов.
Например, скидки, связанные с размером заказа, увеличивают объем отдельных заказов, размещенных в цепи поставок, при этом возникающий в результате большой заказ увеличивает эффект хлыста в цепи поставок.
Акции по стимулированию продаж и другие краткосрочные скидки, предлагаемые производителем, имеют результатом форвардные продажи, в которых оптовая компания или ритейлер закупает большой лот в течение периода дисконта, чтобы покрыть потребности в течение будущих периодов. Форвардные закупки приводят к большим заказам в течение периода действия акций, после которого заказы очень малы.
Отметим, что партии товара в течение пикового периода выше, чем продажи в этот период из-за стимулирования сбыта, проводимого в это время. За периодом пиковых партий следует период чрезвычайно малых партий от производителя, демонстрирующий значительный рост продаж дистрибьюторами. Акции по продвижению продаж, таким образом, приводят к изменчивости в отгрузках производителя, которая значительно выше, чем изменчивость в продажах ритейлера.
Препятствия, связанные с поведением контрагентов
Эти проблемы часто относятся к способу построения цепи поставок и коммуникации между различными звеньями. Можно выделить некоторые препятствия, связанные с поведением контрагентов цепей поставок [80].
1. Каждое звено цепи поставок рассматривает свою деятельность локально и неспособно видеть влияние их деятельности на другие звенья.
2. Различные звенья цепи поставок реагируют на текущую локальную ситуацию скорее, чем определяют главные причины.
3. Базирующиеся на локальном анализе различные звенья цепи поставок перекладывают вину друг на друга за отклонения, становясь скорее врагами, чем партнерами, с последующими звеньями.
4. Ни одно звено цепи поставок не изучает последствия деятельности во времени, при этом наиболее значительные последствия деятельности любого звена проявляются где-то еще. В результате возникает порочный круг, когда операции, выполняемые отдельным звеном, создают множество проблем, в которых звено считает виноватым другие звенья.
5. Недостаток доверия между партнерами по цепи поставок заставляет их противиться расходам на функционирование общей цепи поставок. Недостаток доверия также имеет результатом значительное увеличение усилий SC-менеджеров. Наиболее важно то, что из-за отсутствия доверия информация, имеющаяся в распоряжении различных звеньев, или не распространяется, или игнорируется.
Выявленные препятствия для координации и кооперации в цепях поставок позволяют сфокусироваться на действиях, которые SC-менеджер может применить для того, чтобы преодолеть препятствия и достигнуть приемлемого уровня координации. Следующие меры по межорганизационной координации в цепи поставок могут увеличить общую эффективность цепи:
• согласование целей и стимулов;
• улучшение достоверности и оперативности информации;
• улучшение операционной функциональности;
• разработка стратегий ценообразования для стабилизации заказов;
• построение отношений партнерства и доверия.
Рассмотрим эти меры.