Операционное планирование и контроль
Начальным этапом для плана маркетинговых мероприятий, безусловно, является выбранная стратегия. Операционный план маркетинга представляет собой рабочий план деятельности в ограниченном интервале времени. Обычно рассматривается годовой интервал. В рамках операционного планирования необходимо отразить следующие элементы:
• активности (действия), необходимые для реализации поставленных задач;
• ответственные за выполнение необходимых активностей;
• сроки выполнения активностей;
• критерии успешности выполнения активностей;
• стоимость реализации активностей.
Маркетинговая стратегия должна систематически корректироваться в зависимости от изменения внешних условий. Стратегическая оценка и контроль позволяют вовремя увидеть необходимость внесения изменений в маркетинговую стратегию. Организация должна постоянно проводить контроль и оценку выполнения планов. Стратегическая оценка – это последний этап процесса разработки и реализации стратегии и одновременно отправной пункт нового процесса разработки и реализации стратегии.
• Стратегическая оценка – это анализ результатов деятельности компании, который позволяет своевременно принимать меры по поддержанию показателей деятельности на требуемом уровне.
Процесс оценки может иметь следующие цели: поиск новых рыночных возможностей и выявление конкурентных угроз, поддержка эффективности работы в соответствии с ожиданиями руководства компании, поиск решения конкретной задачи (проблемы).
Основные этапы создания программы стратегической оценки:
1) стратегическая ревизия (аудит) маркетинга;
2) определение критериев и показателей эффективности;
3) сбор и анализ информации;
4) оценка результатов деятельности и проведение корректирующих мероприятий.
Критерии и показатели эффективности определяют ОГЛАВЛЕНИЕ необходимой для оценки информации и проистекают из стратегических целей компании. Собирается информация, не только связанная с целями, но и обусловленная иными способами обратной связи, используемыми для оценки эффективности процесса реализации стратегии. Сбор разного рода данных осуществляется по мере необходимости.
Расходы на сбор, обработку, систематизацию и анализ информации достаточно высоки, следовательно, получаемые от этого преимущества должны превышать затраты. Информация, необходимая для стратегической оценки, поступает из следующих источников:
1) внутренняя информационная система (от первичных отчетов о продажах до данных в сложных бизнес-системах);
2) службы стандартизированной информации предлагают информацию по подписке или для разовой покупки;
3) проведение специальных маркетинговых исследований;
4) система оборонной инициативы (маркетинговая разведка) призвана отслеживать и прогнозировать внешние, не поддающиеся контролю факторы, воздействующие на рынки компании.
Информация из перечисленных источников собирается постоянно в информационной маркетинговой системе (ИСМ) предприятия, о которой будет подробно рассказано в следующей главе.
Оценка эффективности и проведение корректирующих мероприятий определяется соотношением фактических и запланированных результатов. Когда их расхождение слишком велико, осуществляются корректирующие мероприятия.
Стандартные показатели эффективности маркетинговой деятельности представлены в табл. 1.13–1.15.
Таблица 1.13
Количественные показатели эффективности маркетинга
Показатель |
Метод расчета |
Расшифровка использованных переменных |
Эффективность расходов на маркетинговые программы |
ΔРr – прирост объема реализации товаров и услуг; Vm – расход на реализацию маркетинговых программ |
|
Эффективность маркетинговых процессов (внедрение и адаптация) |
ΔРri – прирост объема реализации товаров и услуг на i-м рынке; Vmt – расходы на реализацию маркетинговых программ на i-м рынке |
|
Общая эффективность маркетинга |
ΔРri – прирост объема реализации товаров и услуг на i-м рынке; Vmri – расходы на исследование на определенном рынке; Vspi – расходы на реализацию стратегических планов на i-м рынке; Vmixi – расходы на реализацию комплекса маркетинга на i-м рынке |
Таблица 1.14
Обзор методик оценки эффективности маркетинговой деятельности
Составляющие маркетинговой деятельности |
Показатели оценки эффективности |
Реализация маркетинговых стратегий |
Степень адаптирования стратегии в определенный период времени к некоторому сценарию развития внешней среды |
Система маркетингового менеджмента |
Соотношение части прибыли или дохода, полученного благодаря маркетинговой деятельности и связанных с этим расходов |
Логистическая деятельность предприятия |
Отношение экономического эффекта, полученного по результатам реализации логистической концепции, к объему капитала, инвестированного в логистику |
Информационные системы маркетинга |
Ранжирование важности сообщений, что позволяет рассматривать важнейшие из них в первую очередь |
Таблица 1.15
Комплексное оценивание эффективности (результативности) маркетингового менеджмента
Показатель |
Метод расчета |
Расшифровка использованных переменных |
Доля расходов на маркетинг в валовой реализации |
R – валовая реализация продукции; МС – маркетинговые расходы |
|
Доля расходов на маркетинг в валовой реализации |
||
Маркетинговая емкость расходов в валовых расходах (Marketing capacity costs) |
DC – валовые расходы |
|
Рентабельность затрат на маркетинг и сбыт аграрной продукции (Return costs of marketing arid sales) |
Р – прибыль (финансовый результат) от реализации |
|
Маркетинговая емкость расходов в чистой прибыли |
||
Показатель роста доходов от дополнительных вложенных затрат на маркетинг (Growth rates of revenues from additional investment costs for Marketing) |
ΔIп% – процентная динамика роста расходов; ΔMS% – процентная динамика маркетинговых расходов |
|
Коэффициент прироста роста объема реализации от прироста затрат |
ΔS% – темп роста объема реализации; ΔМС% – темп роста маркетинговых расходов |
|
Коэффициент прироста роста объема реализации от прироста затрат |
S – объем реализации, доход предприятия; Mi – маркетинговые инвестиции |
|
Рентабельность маркетинговых вложений ROMI |
Sm – доход, полученный в результате маркетинговых действий |
Результатом стратегического анализа является четкая формулировка возможности или проблемы. Важно уметь различать случайные расхождения фактических показателей от плановых (любые показатели подвержены колебаниям) и критические несоответствия между ними, требующие принятия стратегических мер. Для этого необходимо установить границы допустимых отклонений показателей от запланированных. Определять ситуации, когда фактические результаты имеют нормальный диапазон колебаний, а когда выходят из-под контроля, помогут статистические методы контроля.
Практические мероприятия направлены на использование выявленных рыночных возможностей или на решение существующих и ожидаемых проблем. Это может быть уход с рынка, запуск новых товаров, смена целевых рынков, изменение стратегии позиционирования или повышение эффективности [7].