Окружные избирательные комиссии
Статус. Окружная избирательная комиссия представляет собой общественное формирование со статусом, определенным исключительно избирательным законодательством РФ. Законодательство РФ о некоммерческих организациях к избирательным комиссиям, в том числе к окружной, неприменимо.
Окружная избирательная комиссия – орган руководства выборами в одномандатных или многомандатных избирательных округах, являющийся звеном системы избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов с применением мажоритарной или смешанной избирательных систем. Окружная избирательная комиссия не может обладать правами юридического лица и не является постоянно действующим органом.
Окружные избирательные комиссии на сегодняшний день исключены из системы избирательных комиссий, осуществляющих выборы в федеральные органы государственной власти. Они не формируются при проведении выборов Президента РФ, поскольку такие выборы проводятся, хотя и по мажоритарной избирательной системе, но по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. В связи с тем что законом установлен порядок формирования Государственной Думы Федерального собрания РФ исключительно на основе пропорциональной избирательной системы, окружные избирательные комиссии на указанных выборах также не формируются.
Таким образом, окружные избирательные комиссии могут создаваться только при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные и иные выборные органы муниципальных образований. В указанных случаях депутаты, члены выборных органов избираются от части соответствующей территории (субъекта РФ, муниципального образования) – по одномандатным или многомандатным избирательным округам.
Окружная избирательная комиссия образуется в каждом одномандатном округе по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления, если число избирателей в округе превышает 10 тыс. человек.
При проведении выборов должностного лица местного самоуправления, а также при образовании одного многомандатного округа для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления окружные избирательные комиссии не создаются. Избрание выборных должностных лиц местного самоуправления проводится по единому округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования.
Окружные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта РФ или в органы местного самоуправления формируются вышестоящими комиссиями (избирательной комиссией субъекта РФ или избирательной комиссией муниципального образования) на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ; политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты вне основного распределения мандатов; других политических партий и иных общественных объединений. Дополнительно законом предусмотрено право внесения предложений по кандидатурам в составы окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления – для избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования; по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований – для избирательных объединений, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений.
Вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее 1/2 от общего числа членов окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления на основе предложений, поступивших от:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ;
в) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которые по результатам голосования не набрали минимального количества голосов, требуемых для допуска к основному распределению мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ (т.е. не преодолели заградительный барьер), но которым мандаты переданы вне их основного распределения в порядке, установленном законом субъекта РФ;
г) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования.
Законом субъекта РФ о выборах может быть предусмотрена такая схема построения системы избирательных комиссий, когда окружные избирательные комиссии не образуются, а их полномочия возлагаются на иные избирательные комиссии. Например, при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ функции окружных избирательных комиссий могут выполнять территориальные избирательные комиссии. При проведении выборов представительных органов муниципальных образований полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований (например, в муниципальных районах), редко – на участковые избирательные комиссии (например, в городских и сельских поселениях).
В случае возложения полномочий окружных избирательных комиссий на другие избирательные комиссии изменится иерархия внутри системы избирательных комиссий, изменится их подчиненность на конкретных выборах. Например, если при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ окружные избирательные комиссии сформированы в обычном порядке, то вышестоящей по отношению к каждой окружной избирательной комиссии является избирательная комиссия субъекта РФ, а нижестоящими – территориальные избирательные комиссии. Если же полномочия окружной избирательной комиссии возложены на территориальную избирательную комиссию, то нижестоящими комиссиями по отношению к ней являются участковые избирательные комиссии, а вышестоящей является избирательная комиссия субъекта РФ.
Срок полномочий окружных избирательных комиссий начинается со дня принятия избирательной комиссией, организующей выборы, решения о формировании комиссии и истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов. Исключение составляют случаи, когда в вышестоящую комиссию поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).