Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
Управление водными ресурсами предполагает организацию охраны вод от загрязнения и засорения. Под загрязнением вод можно понимать сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Под засорением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.
В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения и засорения. Водный объект считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или дне водного объекта, а также в результате образования в нем вредных веществ изменились установленные нормативы качества вод; ограничилось его использование; проявилось негативное влияние на состояние дна и берегов водоемов.
Источниками загрязнения и засорения являются объекты, осуществляющие сброс или поступление иным образом вредных веществ в водные объекты. Это – промышленные предприятия, сбрасывающие производственные сточные воды; коммунально-бытовое хозяйство с хозяйственно-фекальными стоками; предприятия сельского хозяйства, применяющие ядохимикаты и другие химические вещества, стоки животноводческих комплексов и ферм; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплав древесины; проведение строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ на водных объектах. Если объем загрязнения и засорения вод от промышленных и сельскохозяйственных предприятий за последние десятилетия уменьшился, то стоки жилищно-коммунального хозяйства увеличиваются, что обусловливает необходимость некоторой перестройки правового регулирования охраны вод от загрязнения и засорения отходами потребления и производства.
Специальные требования охраны вод установлены к таким загрязняющим видам деятельности, как ведение работ на дне водных объектов и их поверхности; передвижение судов на воде, эксплуатация на поверхности воды различных установок: применение ядохимикатов и других химических веществ в сельском хозяйстве; применение радиоактивных, токсичных веществ (материалов); взрывные, строительные, дноуглубительные и другие работы на водоемах. При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи и водопользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение подземных водных объектов.
Последнее время в связи с ростом урбанизации и необходимостью повышения экологических требований вызывают беспокойство состояние кладбищ и скотомогильников, в которых споры опасных заболеваний могут сохраняться столетиями и попадать в воды, являющиеся источником питьевого водоснабжения. В бассейне реки Волги указанных захоронений насчитываются сотни, прошедших учет и инвентаризацию. А часть остается пока не известными и обнаруживают себя после загрязнения и заражения подземных водных объектов. Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой внесены в администрации десятков субъектов РФ представления, предписания и предостережения (в зависимости от состояния и опасности объекта) об устранении нарушений водного законодательства в связи с нахождением на водосборной площади кладбищ и скотомогильников, которые могут стать источниками массовых инфекционных заболеваний.
Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию. Существенную опасность представляют техногенные аварии и катастрофы: в России ежедневно происходит одна-две крупные аварии на трубопроводах, еженедельно – на транспорте, ежемесячно – в промышленности, раз в полгода – крупномасштабные аварии.
Большое значение для предупреждения аварийного загрязнения водных объектов, ликвидации чрезвычайных ситуаций и бедствий имеет режим гласности, информационного обеспечения охраны водных объектов и всей окружающей природной среды, участия общественности и населения в преодолении вредного воздействия вод. Законодательством РФ о государственной тайне запрещается закрытие прогнозов и сведений о стихийных бедствиях, катастрофах, экологической информации.
В водном законодательстве предусматриваются меры охраны своеобразных водных объектов – болот от загрязнения и засорения. Под болотами понимается избыточно увлажненный участок поверхности земли, характеризующийся накоплением в верхних горизонтах остатков растительности, превращающейся в торф. Болота отличаются от заболоченных территорий слоем торфа в 30 см и более. Может приносить вред осушение болот, под которым понимают комплекс гидротехнических и других мер по удалению излишков воды из почв и горных пород для различных хозяйственных целей. Массовое осушение болот министерством мелиорации и водного хозяйства в 1970–1980-е гг., по сообщениям СМИ, приводило к изменению водного баланса на больших территориях и даже к изменению климатических характеристик местностей. Направленное на повышение плодородия почв и оздоровление местности осушение не должно приводить к обеднению водой той или иной местности, в частности на торфяных почвах.
О водно-болотных угодьях приняты и действуют нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ, разработанные в развитие европейских и иных международных соглашений об их сохранении, что обусловливается более значительным вторжением хозяйственной деятельности человека в водные системы и осознанием роли болот в поддержании водохозяйственного баланса и среды обитания. Болота как водные объекты нуждаются в охране при разведке и добыче полезных ископаемых, использовании ядохимикатов в сельском хозяйстве, засорении отходами[1].
Можно полагать, что законодатель совершенствует и кое-где значительно усиливает правовое регулирование водных отношений, внедряя гражданско-правовые методы взамен административных. Практике предстоит делать вывод об уровне и оправданности такого направления в отношении использования и охраны вод, где их использование, состояние качества, ограниченность и уязвимость касаются всего населения, публичных, национальных, глобальных интересов.