Охрана смежных прав по Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. дополняет обязательства, которые государства-участники уже имеют по Конвенции об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г.
Охрана, предоставляемая по Договору ВОИС, не влияет па охрану авторского нрава на литературные и художественные произведения. Соответственно, ни одно из положений Договора не может толковаться как наносящее ущерб такой охране. Кроме того, Договор ВОИС никоим образом не связан с какими-либо другими договорами и не ущемляет какие- либо права и обязательства по ним.
Государства предоставляют охрану, предусмотренную Договором ВОИС, исполнителям и производителям фонограмм, которые являются гражданами других договаривающихся сторон[1].
Каждая сторона предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой она предоставляет своим собственным гражданам в отношении исключительных прав, особо предоставляемых Договором, и права на вознаграждение. Это обязательство не применяется в той степени, в какой другая договаривающаяся сторона использует оговорки, допускаемые в соответствии со ст. 15 (3) Договора.
Присоединяясь к Договору ВОИС, Россия сделала оговорку, что она: а) не будет применять п. 1 ст. 15 Договора в отношении фонограмм, производитель которых не является гражданином или юридическим лицом другой договаривающейся стороны; б) ограничит предоставляемую в соответствии с п. 1 ст. 15 Договора охрану в отношении фонограмм, производитель которых является гражданином или юридическим лицом другой договаривающейся стороны, в объеме и на условиях, предоставляемых этой договаривающейся стороной фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом Российской Федерации.
Независимо от имущественных прав исполнителя и даже после передачи этих прав исполнитель в отношении своих незаписанных устных исполнений или исполнений, записанных на фонограммы, имеет право требовать быть признанным в качестве исполнителя своих исполнений, за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права продиктовано характером использования исполнения, и возражать против всякого извращения, искажения или иного изменения своих исполнений, способного нанести ущерб его репутации. Эти права, предоставленные исполнителю, сохраняются после его смерти, по крайней мере, до прекращения действия имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана.
Средства защиты для обеспечения указанных прав также регламентируются законодательством государства, в котором истребуется охрана.
Исполнители пользуются исключительным правом разрешать: а) прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений, записанных на фонограммы, любым образом и в любой форме; б) доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих исполнений, записанных на фонограммы, посредством продажи или иной передачи права собственности; в) коммерческий прокат для публики оригинала и экземпляров своих исполнений, записанных на фонограммы, как это определено в национальном законодательстве договаривающихся сторон, даже после их распространения, осуществленного исполнителем или по его разрешению; г) доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору.
Исполнители пользуются исключительным правом в отношении своих исполнений разрешать: а) эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения своих незаписанных исполнений, за исключением случаев, когда исполнение уже передавалось в эфир; б) запись своих незаписанных исполнений.
Производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать: а) прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым образом и в любой форме; б) доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности; в) коммерческий прокат оригинала и экземпляров своих фонограмм для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению; г) доведение до всеобщего сведения своих фонограмм по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору.
Исполнители и производители фонограмм пользуются правом на единовременное справедливое вознаграждение за прямое или косвенное использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, для эфирного вещания или любого сообщения для всеобщего сведения.
Срок охраны, предоставляемой исполнителям но Договору, продолжается, по крайней мере, до конца периода в 50 лет, считая с конца года, в котором исполнение было записано на фонограмму. Срок охраны, предоставляемой производителям фонограмм по Договору, продолжается, по крайней мере, до конца периода в 50 лет, считая с конца года, в котором фонограмма была опубликована, или – при отсутствии такого опубликования в течение 50 лет с момента записи фонограммы – 50 лет с конца года, в котором была произведена запись.
Государства должны предусмотреть соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых исполнителями или производителями фонограмм в связи с осуществлением своих прав по Договору и ограничивающих действия в отношении их исполнений или фонограмм, которые не разрешены исполнителями или производителями фонограмм или не допускаются законом.