Охрана окружающей среды от радиационного воздействия
Данное направление охраны окружающей среды предполагает установление экологических требований при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов.
Ядерные материалы – это материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества; радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.
Организации, деятельность которых связана с использованием радиоактивных материалов, могут быть классифицированы в четыре группы: 1) ядерно-энергетические установки (АЭС); 2) организации, занимающиеся разработкой ядерного сырья, размещением радиоактивных отходов и выводу из эксплуатации объектов, использующих атомную энергию; 3) организации, осуществляющие работу с радиоактивными веществами – сырьем, материалами и иными веществами, отличающимися высокой степенью радиационного воздействия (радон, фосфаты, нефть, некоторые удобрения и кормовые добавки и т.д.); 4) все остальные организации, применяющие радиоактивные материалы[1].
Правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов указаны в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.
Так, согласно ст. 45 Закона об атомной энергии, транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ должно осуществляться в соответствии со специальными правилами, правилами транспортирования особо опасных грузов, с нормами и правилами в области использования атомной энергии, законодательством РФ в области охраны окружающей среды. Например, указанные федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, выполнение которых обязательно при осуществлении любого вида деятельности в области использования атомной энергии.
Правила транспортирования ядерных материалов и радиоактивных веществ должны предусматривать права, обязанности и ответственность отправителя, перевозчика и получателя, меры безопасности, физической защиты, систему согласованных мер по недопущению транспортных происшествий и аварий при перевозке ядерных материалов и радиоактивных веществ, требования к упаковке, маркировке и транспортным средствам, мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных аварий при транспортировании указанных материалов и веществ. Правила транспортирования ядерных материалов и радиоактивных веществ должны предусматривать все возможные виды транспорта. Перевозчик ядерных материалов и радиоактивных веществ должен иметь разрешение (лицензию), выданное соответствующим государственным органом исполнительной власти на право ведения работ в области использования атомной энергии.
При транспортировании ядерных материалов, радиоактивных веществ транспортные организации с участием отправителей и получателей указанной продукции, эксплуатирующих организаций, а при необходимости – органов местного самоуправления, соответствующих органов государственной власти, в том числе органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органов внутренних дел и формирований гражданской обороны обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению транспортных происшествий и аварий и по ликвидации их последствий, а также мероприятия по защите работников объектов использования атомной энергии, населения, окружающей среды и материальных ценностей. Также в соответствии со ст. 46 Закона об атомной энергии для ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ используются региональные аварийные формирования эксплуатирующих организаций.
При хранении и переработке ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов должна обеспечиваться надежная защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения. Хранение радиоактивных отходов должно рассматриваться в качестве этапа их подготовки к переработке или к захоронению. Временное технологическое хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в целях повышения безопасности и снижения затрат при последующем обращении с ними и их переработки в целях извлечения из них ценных компонентов осуществляются в соответствии с законодательством РФ.
При хранении или при захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии пределов. Хранение или захоронение радиоактивных отходов допускается только в специально предназначенных для этого пунктах хранения. Хранение или захоронение радиоактивных отходов должно предусматриваться проектной или технической документацией в качестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии.
Необходимо отметить, что Российская Федерация взяла на себя ряд информационных обязательств, вытекающих из международных договоров и соглашений.
В числе последних следует выделить Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии, подписанную СССР 26 сентября 1986 г. и сохраняющую силу для Российской Федерации. Данная Конвенция применяется в случае любой аварии, связанной с указанными в ней установками или деятельностью государства-участника (физических и юридических лиц под его юрисдикцией или контролем), вследствие которой происходит или может произойти выброс радиоактивных веществ и которая привела или может привести к международному трансграничному выбросу, что могло бы иметь с точки зрения радиационной безопасности значение для другого государства. В числе таких установок и деятельности указаны: любой ядерный реактор независимо от местонахождения; любая установка ядерного топливного цикла; любая установка по обращению с радиоактивными отходами; перевозка и хранение ядерного топлива или радиоактивных отходов; изготовление, использование, хранение, удаление и перевозка радиоизотопов для сельскохозяйственных, промышленных, медицинских целей и для проведения научных исследований в этих областях и использование радиоизотопов для выработки энергии в космических объектах.
В случае аварии государство-участник обязано незамедлительно оповещать (непосредственно или через Международное агентство по атомной энергии) те государства, которые подверглись или могут подвергнуться физическому воздействию, а также агентство о ядерной аварии, ее характере, времени, когда она произошла, и ее точном месте, когда это целесообразно, а также безотлагательно предоставлять вышеуказанным государствам непосредственно или через агентство такую имеющуюся информацию, относящуюся к сведению к минимуму радиационных последствий в этих государствах.
Необходимостью выполнения Российской Федерацией данных обязательств и обусловлено требование о незамедлительном оповещении юридическими и физическими лицами органов исполнительной власти о любых случаях превышения нормативов ионизирующего излучения. Более подробно информационные обязанности сформулированы в Законе об атомной энергии и Законе о радиационной безопасности.
Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ.
Установлены следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории РФ в результате использования источников ионизирующего излучения:
– для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) – 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;
– для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) – 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.
В соответствии со ст. 9 Закона о радиационной безопасности установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством РФ в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.
В случаях превышения установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения и образования очагов радиационного загрязнения, предусматривается перечень мер по нормализации экологической ситуации на соответствующей территории. Наряду с мерами оперативно-технического характера, законодательство предусматривает меры по планомерной реабилитации загрязненной территории в течение определенного периода времени.
В числе подобных мер – образование зон экологического бедствия, разработка специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории и т.д. В случаях, если проживание населения и осуществление хозяйственной и иной деятельности на территориях загрязненных радиоактивными веществами в количествах свыше предельно допустимых уровней, создают угрозу здоровью человека, такие территории подлежат консервации и специальной обработке.
В соответствии с п. 2 ст. 14 ЗК порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются, кроме случаев, установленных Законом об охране окружающей среды.
Это обусловлено тем, что в настоящее время ни одна страна мира, включая РФ, не имеет надежных технологий для хранения и захоронения радиоактивных отходов. Кроме того, в Российской Федерации на сегодняшний день нет свободных хранилищ для хранения зарубежных радиоактивных отходов.
В то же время переработка облученных ТВС из других стран практикуется, например, в Великобритании и Франции. Однако международная практика переработки облученных ТВС из других стран предполагает однозначный возврат радиоактивных отходов. Например, во Франции предполагается возврат радиоактивных отходов в страну их происхождения и запрещается хранение иностранных отходов па французской территории дольше определенного времени, необходимого по технологии переработки.