Ограничения активистской государственной политики

Недостатки пассивной, неактивистской, государственной политики очевидны: такая политика пассивно следует за событиями в экономике и не пытается реагировать на текущую ситуацию. На первый взгляд кажется, что активистская политика, поскольку она лишена подобных недостатков, является более эффективной и целесообразной. Однако активистская политика подвержена ряду ограничений, которые могут свести к нулю ее возможные потенциальные положительные результаты.

Во-первых, имеет значение временной лаг. Для того чтобы макроэкономическая политика была адекватна ситуации, необходимо осознать изменение поведения экономических агентов, собрать требуемую информацию об экономических процессах, проанализировать ситуацию, принять решение и осуществить его на практике, учитывая действия мультипликативного эффекта.

Таким образом, временной лаг политики включает в себя:

• лаг распознавания;

• лаг сбора релевантной и надежной информации;

• лаг анализа статистической информации;

• лаг принятия изменений в политике;

• лаг действия мультипликатора.

Приблизительные оценки данных лагов для экономики США представлены в табл. 10.8.

Во-вторых, экономике присуща неопределенность. Точные значения ключевых показателей экономики невозможно установить, что делает изначально ненадежными любые прогнозы динамики компонентов совокупного спроса.

В-третьих, присутствуют индуцированные эффекты для компонентов совокупного спроса, которые могут вызывать его компенсирующие изменения, отличные от первоначальной цели государственной политики. Например, государство стремится стимулировать инвестиционный спрос. Но меры, принимаемые правительством и ЦБ, могут оказать воздействие не только непосредственно на стимулируемый компонент совокупного спроса, но и косвенно на прочие элементы АР, вызывая зачастую противоположные намеченному результаты.

В-четвертых, для проведения эффективной макроэкономической политики необходима оценка степени стабильности и (или) нестабильности экономической системы. Однако экономисты не могут однозначно определить, какова мера стабильности, поскольку:

• нестабильность присуща экономике изначально;

• экономический рост — тоже своего рода нестабильность;

• разные компоненты совокупного спроса проявляют разную степень нестабильности.

Таблица 10.8. Оценки лагов государственной политики, мес.

Вид лага государственной политики

Продолжительность

Сбор данных об экономике

1,5

Распознавание

2,0

Принятие законов

0,5

Трансмиссия и мультипликативный эффект

6,0

Полный эффект

16.0

Всего

26,0

В-пятых, существует проблема оценки эффективности политики в 5К против ЬЯ, а именно: где проходит граница между 5Я и ЬЯ?

Шестое ограничение связано с проблемой координации разных видов государственной политики. Государственная политика проводится различными государственными институтами. За монетарную политику отвечает ЦБ, а за фискальную — правительство и законодательный орган (парламент, Государственная Дума, сенат). Эти институты формально не связаны друг с другом, а их деятельность никак не координируется формальным образом. Поэтому меры, которые принимает один орган, могут нейтрализовать положительный эффект от деятельности другого государственного института.

И наконец, в любой макроэкономической политике встречается проблема ошибок и (или) политического давления со стороны правящей партии, что также отражается на эффективности той или иной политики.

Основные выводы главы

В данной главе мы проанализировали два ключевых типа государственной политики — фискальную и монетарную. Фискальная политика имеет дело с государственным бюджетом, доходы которого формируются главным образом за счет налогов на домохозяйства и фирмы, а расходы идут на финансирование государственных закупок товаров и услуг, государственных трансфертов и покрытие государственного долга. Монетарная политика имеет дело с денежно-кредитными показателями экономики: денежной массой, ставкой процента, темпом инфляции.

Использование одной или другой политики позволяет государству достигать самых разнообразных целей как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах. Однако в зависимости от параметров экономики и реакции экономических агентов фискальная и монетарная политика могут оказаться и очень эффективными, и очень неэффективными с точки зрения стимулирования экономического роста, сдерживания роста цен и стабилизации выпуска. Они могут также поддерживать друг друга либо противоречить и мешать друг другу. Нахождение оптимального сочетания типов политики, выбор оптимального набора инструментов и учет специфических ограничений показывают, что управление государством — дело не только науки, но и искусства.