Ограничения активистской государственной политики
Недостатки пассивной, неактивистской, государственной политики очевидны: такая политика пассивно следует за событиями в экономике и не пытается реагировать на текущую ситуацию. На первый взгляд кажется, что активистская политика, поскольку она лишена подобных недостатков, является более эффективной и целесообразной. Однако активистская политика подвержена ряду ограничений, которые могут свести к нулю ее возможные потенциальные положительные результаты.
Во-первых, имеет значение временной лаг. Для того чтобы макроэкономическая политика была адекватна ситуации, необходимо осознать изменение поведения экономических агентов, собрать требуемую информацию об экономических процессах, проанализировать ситуацию, принять решение и осуществить его на практике, учитывая действия мультипликативного эффекта.
Таким образом, временной лаг политики включает в себя:
• лаг распознавания;
• лаг сбора релевантной и надежной информации;
• лаг анализа статистической информации;
• лаг принятия изменений в политике;
• лаг действия мультипликатора.
Приблизительные оценки данных лагов для экономики США представлены в табл. 10.8.
Во-вторых, экономике присуща неопределенность. Точные значения ключевых показателей экономики невозможно установить, что делает изначально ненадежными любые прогнозы динамики компонентов совокупного спроса.
В-третьих, присутствуют индуцированные эффекты для компонентов совокупного спроса, которые могут вызывать его компенсирующие изменения, отличные от первоначальной цели государственной политики. Например, государство стремится стимулировать инвестиционный спрос. Но меры, принимаемые правительством и ЦБ, могут оказать воздействие не только непосредственно на стимулируемый компонент совокупного спроса, но и косвенно на прочие элементы АР, вызывая зачастую противоположные намеченному результаты.
В-четвертых, для проведения эффективной макроэкономической политики необходима оценка степени стабильности и (или) нестабильности экономической системы. Однако экономисты не могут однозначно определить, какова мера стабильности, поскольку:
• нестабильность присуща экономике изначально;
• экономический рост — тоже своего рода нестабильность;
• разные компоненты совокупного спроса проявляют разную степень нестабильности.
Таблица 10.8. Оценки лагов государственной политики, мес.
Вид лага государственной политики |
Продолжительность |
Сбор данных об экономике |
1,5 |
Распознавание |
2,0 |
Принятие законов |
0,5 |
Трансмиссия и мультипликативный эффект |
6,0 |
Полный эффект |
16.0 |
Всего |
26,0 |
В-пятых, существует проблема оценки эффективности политики в 5К против ЬЯ, а именно: где проходит граница между 5Я и ЬЯ?
Шестое ограничение связано с проблемой координации разных видов государственной политики. Государственная политика проводится различными государственными институтами. За монетарную политику отвечает ЦБ, а за фискальную — правительство и законодательный орган (парламент, Государственная Дума, сенат). Эти институты формально не связаны друг с другом, а их деятельность никак не координируется формальным образом. Поэтому меры, которые принимает один орган, могут нейтрализовать положительный эффект от деятельности другого государственного института.
И наконец, в любой макроэкономической политике встречается проблема ошибок и (или) политического давления со стороны правящей партии, что также отражается на эффективности той или иной политики.
Основные выводы главы
В данной главе мы проанализировали два ключевых типа государственной политики — фискальную и монетарную. Фискальная политика имеет дело с государственным бюджетом, доходы которого формируются главным образом за счет налогов на домохозяйства и фирмы, а расходы идут на финансирование государственных закупок товаров и услуг, государственных трансфертов и покрытие государственного долга. Монетарная политика имеет дело с денежно-кредитными показателями экономики: денежной массой, ставкой процента, темпом инфляции.
Использование одной или другой политики позволяет государству достигать самых разнообразных целей как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах. Однако в зависимости от параметров экономики и реакции экономических агентов фискальная и монетарная политика могут оказаться и очень эффективными, и очень неэффективными с точки зрения стимулирования экономического роста, сдерживания роста цен и стабилизации выпуска. Они могут также поддерживать друг друга либо противоречить и мешать друг другу. Нахождение оптимального сочетания типов политики, выбор оптимального набора инструментов и учет специфических ограничений показывают, что управление государством — дело не только науки, но и искусства.