Обучение высших каст
К середине I тыс. до н.э. в Индии сложился определенный канон обучения и семейно-общественного воспитания. К I в. до н.э. был создан древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. К III в. н.э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедшего на смену идеографическому письму. Алфавитно-слоговое письмо заметно повышало результативность образования.
Главным объектом изучения служили веды. К VI в. до н.э. существовала сеть ведических школ под началом брахманов. На первой ступени – в семье – систематическое обучение не предусматривалось. Для высших каст оно начиналось после упанаямы – ритуала посвящения. Не прошедшие инициацию считались отверженными, лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так общество контролировало результаты семейного воспитания, вырабатывало отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни достойного человека. Сроки, программа упанаямы, дальнейшее обучение у высших каст не были одинаковыми. Для брахманов инициация приходилась на 8-летний возраст, кшатриев – на 11-летний, вайшьев – на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной, кшатриев и вайшьев – менее насыщенной, но более профессионализированной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи – сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала 8 лет. Для брахманов оно продлевалось еще на 3–4 года. Ученичество считалось отдельным важным периодом в жизни человека. Формально все высшие касты имели право на самое высокое образование. Но на практике редко пользовались подобным правом: вайшьи занимались коммерцией и ремеслом, кшатрии – военной службой и развлечениями. Так что фундаментальное образование, фактически, получали прежде всего брахманы.
Центром обучения служил обычно дом учителя – гурукула. Появились семейные гурукулы, где мужчины обучали приходивших подростков и молодых людей. Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели скорее символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству. Порядок обучения строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития. Специальных помещений для учебных занятий не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали ведические гимны.
Брахманы-ученики (брахмачарины) занимались у умудренных учителей – гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. С помощью предназначенных для глубокого философского размышления вед (упанишад) они овладевали высшим знанием – брахмавидья, постигали абсолютные истину и реальность – брахману. Брахманское образование носило подчеркнуто религиозный характер, включая, правда, грамматику и другие подсобные науки: правила почитания и поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Обучение принимало мистическую окраску откровения свыше.
Программа начального образования включала в себя пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование приобретали, как правило, немногие юноши. В программу входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика и астрономия. ОГЛАВЛЕНИЕ повышенного образования было по тем временам весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые ввели ноль и счет с помощью десяти знаков, которые позже заимствовали арабы и европейцы.
Приобретавшие повышенное образование юноши либо продолжали посещать известного своими познаниями гуру, либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы упанишад, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.
Обучение было словесно-звуковым. Это можно объяснить, во-первых, тем, что записи делали на пальмовых листьях, которые хранились очень недолго (записи на медных табличках появились на исходе древней эпохи). Во-вторых (что еще более существенно), устное слово считалось наиболее достоверным способом передачи знаний. Ученики хором, нараспев повторяли за учителем маленький отрывок, запомнив его в течение дня как текущее задание. Выученные фрагменты соединялись в пространные тексты комментариев вед. Основная часть вед звучала на архаическом языке – санскрите. Вот почему среди предметов образования на особом месте стояли грамматика – веда вед, а также фонетика и этимология. Обязанности учеников сводились не только к изучению вед: им следовало помогать по дому, предаваться аскезе, т.е. поститься и усмирять плоть.
Женщины могли быть жрицами богов. Обязанности жриц предполагали наличие определенной образованности. В ведах сохранились свидетельства, рассказывающие о наставлениях матерями своих дочерей в различных видах деятельности.