Обслуживание как основа современного производства и потребления

Как известно, современное общество называется постиндустриальным, что отражает доминирование в нем производства не товаров, а услуг. Именно они: здравоохранение и образование, поддержание порядка и безопасности, культура и наука — формируют основу качества жизни человека и прирост производства. Обслуживание (производство услуг) стало основным типом производственной деятельности общества (табл. 17.1).

Таблица 17.1. Доля сферы услуг в производстве национального дохода в 1980 и 2013 гг., %

Таблица 17.1 наглядно показывает явное доминирование услуг в экономике передовых стран (например, Великобритании, Германии, Канады, США, Франции и Японии). Показатели прироста показывают динамику развития стран. Здесь (из перечисленных стран) лидеры — Эстония, Китай, Россия и Бразилия. Не менее информативен показатель уровня занятости по отраслям экономики (табл. 17.2).

Таблица 17.2. Занятость по отраслям экономики, %[1]

В табл. 17.2 приведены основные типы чрезвычайно многообразного обслуживающего производства. К нему относят: торговлю, бытовое обслуживание (ремонт), банковскую и финансовую деятельность, сферу государственных услуг (здравоохранение, образование, армию, культуру, спорт, государственные организации (учреждения)). Для целей сравнительного анализа целесообразно использовать и укрупненные блоки (сектора экономики) (табл. 17.3).

Таблица 17.3. Распределение занятых по секторам экономики, %[2]

В табл. 17.3 представлена динамика развития четырех секторов мировой экономики. Основу такого (секторального) деления предложил классик экономической социологии — Коллин Кларк. К первичному сектору он отнес сельское хозяйство, ко вторичному — сферу материального производства (промышленность, транспорт и строительство), к третичному — сферу услуг. Показательно, что в таблице, а она составлена но материалам МБРР, представлен новый сегмент — государственные услуги, причем его доля значима.

Охарактеризуем особенности обслуживания как типа производства, поскольку именно в них заключается объяснение их современной роли. Услуги — это такой тип продукта (и одновременно их производства и потребления), который создастся (а производство — осуществляется) при непосредственном взаимодействии производителя и потребителя. Производитель как специалист в своем деле помогает клиенту выбрать подходящий ему вид услуг, учитывая его индивидуальные особенности, вкусы, возраст, предпочтения. Потребитель (клиент) участвует в процессе обслуживания, постоянно корректируя и направляя его исходя из своих желаний.

Такое соединение делает производство услуг способом самореализации и производителя, и потребителя. Работника сферы услуг окружающие в первую очередь оценивают как мастера, специалиста своего дела, поскольку именно в этой роли они его знают лучше всего. Профессиональные навыки становятся одним из факторов формирования социального статуса, а углубление их — естественным желанием производителя услуг. Здесь преодолевается вынужденность трудовых отношений. Работа из обременительной обязанности превращается для многих в смысл и цель их жизни. Новое отношение к труду является одним из факторов, хотя и не единственным, способствующих развитию сферы услуг. Безусловно, важно и то, что по мере роста благополучия растет потребительский потенциал общества, что в свою очередь стимулирует производство.

Не менее важно изменение роли потребителя. Во многом именно свобода в потреблении, обеспеченная как достаточностью доходов, так и высоким уровнем образования, формирует личность. Кто-то активно занимается общественной работой, кто-то посещает учреждения культуры и (или) спорта. Каждый выбирает досуг, который ему по душе, что реализует его личностные качества и преференции. Процесс потребления услуг также существенно изменился. Грамотный и благополучный человек -потребитель, сложившийся профессионал своего дела, который не может не оценивать достоинства и недостатки работы других. Присутствуя непосредственно в процессе производства услуг, общаясь, например, с врачом, преподавателем, полицейским, он не может внутренне не маркировать их профессиональные качества. Там, где они существенно отличаются от средней нормы, он уже как ответственный гражданин, выполняющий функцию солидарности с другими потребителями услуг, информирует их о своих наблюдениях. Возможностей для этого придумано много: начиная с книги жалоб и заканчивая соответствующими сайтами в сети Интернет.

Являясь участником процесса создания (через процесс потребления) услуг, входя в городские (или другие поселенческие) общности, человек как потребитель и гражданин заинтересован в высоком качестве обслуживания и безопасном их потреблении для себя, своей семьи и соседей. Человечество может и в полной мере реализует накопленный опыт коллективного поведения для организации социального контроля за этим сложным и многообразным сегментом производства. Ниже описаны конкретные формы солидарности населения, проявленные им в ходе потребительского поведения.