Обслуживание грузоподъемного оборудовании
Грузоподъемные краны, лифты и подъемные механизмы относятся к оборудованию повышенной опасности, в связи с чем установлен особый государственный технический надзор за их эксплуатацией, осуществляемый органами Гостехнадзора. Установление государственного надзора не снимает ответственности с руководства и инженерно-технических работников производства за проведение со своей стороны оперативного контроля за работой оборудования. Для этой цели руководство предприятия назначает инженерно-технических работников, осуществляющих надзор за безопасной эксплуатацией кранов и ответственных за ОГЛАВЛЕНИЕ грузоподъемных машин в исправном состоянии.
К управлению и обслуживанию грузоподъемных машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе и аттестованные квалификационной комиссией, в которой участвуют представители органов Госпроматомнадзора. Периодически, не реже одного раза в год, проверяются знания правил эксплуатации и безопасности.
Грузоподъемные машины изготовляют на специализированных предприятиях, имеющих разрешение органов технадзора на изготовление такого оборудования. Этим определяются условия, необходимые для качественного изготовления металлоконструкций и выполнения сварочных работ в соответствии с требованиями правил по кранам.
При проектировании и изготовлении грузоподъемных машин предусматриваются:
o ограждение приводных и передаточных механизмов;
o наличие устройств, предупреждающих случайное включение движущихся частей;
o соответствие электрооборудования техническим требованиям, наличие заземления, автоматический разрыв цепи при прекращении подачи электроэнергии, необходимый для предупреждения самопроизвольного включения машины при возобновлении подачи тока;
o оборудование грузоподъемных механизмов приборами и устройствами безопасности.
Эксплуатация и освидетельствование грузовых и пассажирских лифтов определяется правилами. Дверь кабины в пассажирских лифтах устраивается так, что пуск лифта возможен только при закрытой двери, а если она случайно откроется, то лифт останавливается.
Другими предохранительными устройствами лифтов являются взаимосвязанные ловители и ограничители скорости, предотвращающие падение кабины (противовеса) в случае обрыва несущих канатов, а также останавливающие ее при превышении скорости; упоры и буферы, предназначенные для поглощения кинетической энергии движущейся вниз кабины или для противовеса; концевые выключатели.
Грузоподъемные краны, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному - не реже одного раза в 12 мес.; полному - не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых (используемых только при ремонте оборудования), которые должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже чем через каждые пять лет. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемного крана.
Полное техническое освидетельствование лифтов в процессе эксплуатации производится один раз в 12 мес. Кроме того, проводят частичное техническое освидетельствование лифта при замене канатов кабины и противовеса; электродвигателя на двигатель с другими параметрами; капитальном ремонте лебедки, тормоза или их замене; замене ловителей, ограничителя скорости и (или) гидравлического буфера (по результатам испытаний соответствующего узла). Частичное техническое освидетельствование лифта без проведения статических и динамических испытаний выполняют также при внесении изменений в электрическую схему управления или при замене электрической проводки цепи управления; при изменении конструкции концевого выключателя, дверных контактов, автоматических замков, этажных переключателей или центрального этажного аппарата.