Общие правила подведомственности суду гражданских дел
1. Гражданские дела весьма разнообразны. В законе и иных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень подведомственных суду гражданских дел. Поэтому в ГПК закреплены общие правила подведомственности суду гражданских дел и отдельные исключения из этих правил.
Общие правила подведомственности гражданских дел - это закрепленные в нормах права критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность дел судам и иным юрисдикционным органам.
Общие правила подведомственности суду гражданских дел закреплены в ч. I ст. 37 ГПК. К ним относятся:
а) наличие спора о праве:
б) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование:
в) субъектный состав спорного правоотношения.
Судам обшей юрисдикции, как правило, подведомственны дела по спорам о праве. Дела, в которых нет спора о праве, как правило, разрешаются в административном порядке и судам неподведомственны. Например, при отсутствии спора о праве нотариус может выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов. Лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, дела бесспорного характера могут быть предметом судебного разбирательства.
В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового производства и иных видов производств.
По общему правилу к ведению судов общей юрисдикции отнесены споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Вместе с тем ряд дел. возникающих из указанных выше правоотношений, в случаях, предусмотренных актами законодательства, разрешаются иными юрисдикционными органами.
Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. В порядке исключения в случаях, установленных ГПК и другими нормативными актами, к ведению этих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами (например, споры о прекращении деятельности политических партий, религиозных организаций и т.д.).
Суды обшей юрисдикции рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица (ст. 541 ГПК).
Таким образом, наличие спора о праве, характер и субъектный состав спорного правоотношения - основные критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность суда дел в гражданском процессе. Из этих правил установлены некоторые исключения. Отдельные категории дел, которые в соответствии с общими правилами должны были бы рассматриваться судом, отнесены к ведению других юрисдикционных органов.
2. В гражданском процессе общие правила подведомственности суду дел закреплены в законе применительно к следующим видам судопроизводства:
а) исковое производство;
б) производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;
в) особое производство;
г) приказное производство.
3. В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела:
по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин. за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций (п. 1 ч. I ст. 37 ГПК);
по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами (п. 2 ч. I ст. 37 ГП К);
другие дела искового производства, отнесенные законодательством к компетенции судов (ч. II ст. 37 ГПК).
Подведомственность судам дел искового производства в общем плане можно определить методом исключения: судам подведомственны все дела искового производства кроме тех. которые нормой права отнесены к ведению иных юрисдикционных органов.
4. В соответствии со ст. 335 ГПК судам подведомственны следующие дела, возникающие из административно-правовых отношений:
по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;
по жалобам на отказ внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;
но жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;
по жалобам на действия (бездействие) государственных органов, организаций и должностных лиц. ущемляющих права граждан:
по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе:
иные дела, во шикающие и ( административно-правовых отношений в случаях, предусмотренных законом.
Не подлежат обжалованию в суд обшей юрисдикции решения государственных органов и должностных лиц. имеющие нормативный характер, проверка законности которых отнесена к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь.
5. Согласно ст. 361 ГПК в порядке особого производства рассматриваются следующие гражданские дела, подведомственные суду:
об установлении фактов, имеющих юридическое значение:
о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;
о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;
об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным:
о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;
о признании наследства выморочным;
о восстановлении прав по документам на предъявителя;
о принудительной госпитализации и лечении граждан;
об усыновлении (удочерении) ребенка:
о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;
о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий.
В случаях, предусмотренных законом, суды в порядке особого производства вправе рассматривать и другие дела (ч. II ст. 361 ГПК).
Не подлежат рассмотрению судом факты, имеющие юридическое значение, если законодательством предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления, и заявитель имеет возможность получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данные факты (ст. 363 ГПК). Так. суды не вправе в порядке особого производства устанавливать факты принадлежности лицу паспорта и свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния, поскольку законодательством для установления таких фактов предусмотрен административный порядок.
6. В ст. 394 ГПК дан перечень дел приказного производства, подведомственных суду. Приказное производство осуществляется в судебном порядке в случаях, если требование основано на:
1) нотариально удостоверенной сделке:
2) протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенным нотариусом:
3) заявлении о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, если это не связано с установлением отцовства или необходимостью привлечения третьих лиц;
4) заявлении о взыскании с граждан налогов и сборов в доход государства:
5) заявлении о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы:
6) заявлении о взыскании расходов по розыску ответчика или должника.
7) заявлено требование страховщика (страховой организации) о взыскании задолженности по договору страхования:
8) заявлено требование о взыскании задолженности за пользование электроэнергией по договору энергоснабжения;
9) заявлено требование арендодателя о взыскании задолженности по договору проката:
10) заявлено требование о взыскании задолженности за услуги связи:
11) заявлено требование о взыскании в пользу территориальных медицинских объединений средств, затраченных на лечение потерпевших по рассмотренным уголовным делам:
12) заявлено требование о взыскании задолженности в пользу Фонда социальной зашиты населения Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь;
13) заявлено требование о взыскании расходов, затраченных государством на ОГЛАВЛЕНИЕ имен, находящихся на государственном обеспечении, с лица, обязанного возмещать такие расходы, не работающего либо работающего, но не в полном объеме в течение 6 месяцев возмещающего в добровольном порядке по его заявлению указанные расходы;
14) заявлено требование о взыскании с нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков и членов их семей задолженности по оплате за пользование жилым помещением, техническое обслуживание и коммунальные услуги, по отчислениям средств на капитальный ремонт жилого дома.
Указанный в законе (ст. 394 ГПК) перечень дел приказного производства, подведомственный суду, носит исчерпывающий характер.
Требование не подлежит рассмотрению в приказном производстве, если возник спор, который невозможно разрешить на основании представленных документов.
7. Суды обшей юрисдикции правомочны рассматривать и другие дела, отнесенные законодательством к их компетенции.
Ввиду количественного и качественного разнообразия гражданских дел на практике имеются трудности при разграничении подведомственности дел между судами и иными юрисдикционными органами.