Внешняя политика государств — участников антигитлеровской коалиции. Бреттон-Вудс, Думбартон-Окс, Ялта и Потсдам.

По мере того как Антигитлеровская коалиция продвигалась к победе над "осью", между СССР, США и Великобританией нарастали разногласия относительно послевоенного мироустройства. Предметом этих разногласий были, главным образом, судьбы освобожденных от фашизма народов Европы.

Западных союзников беспокоила ситуация в Восточной Европе, в конце 1944 г. запятой Красной Армией. Нельзя утверждать, будто в Кремле уже тогда решили строить в Восточной Европе "социализм", но, в любом случае, советское руководство было полно решимости не допустить создания в регионе нового "санитарного кордона".

Между тем образование устойчивых просоветских режимов было непростой задачей — уж очень велики были старые и новые взаимные обиды, реальные (Катынь) и надуманные (Варшавское восстание). При этом ни Англия, ни США не спешили отказываться от своего присутствия в Восточной Европе.

В любом случае, к концу 1944 г. выявилась определенная тенденция в политике СССР в Восточной Европе — а именно стремление привести к власти однозначно просоветских политиков (необязательно коммунистов), не считаясь при этом с теми политиками, которые находятся в эмиграции. Так, 21 июля 1944 г. на занятой советскими войсками территории Польши был создан Польский комитет национального освобождения - "любил и некое правительство ".

В конечном итоге западные державы были вынуждены признать неизбежное: военную оккупацию этих стран Красной Армией, а, следовательно, и контроль за ними со стороны Кремля. Так, в ходе переговоров У. Черчилля с И. В. Сталиным в Москве в октябре 1944 г. британский премьер был вынужден признать, что контроль в Румынии и Болгарии будет осуществлять СССР, а границей между СССР и Польшей должна стать "линия Керзона". В свою очередь, Москва была крайне недовольна тем, что ее фактически отстранили от контроля над Италией. Так, 24 августа 1943 г. И. В. Сталин объявил союзникам, что роль "пассивного наблюдателя" в итальянском вопросе для него "нетерпима".

Но не только проблемы контроля над оккупированными территориями вызывали разногласия в Антигитлеровской коалиции. Не меньшую озабоченность вызывали проблемы послевоенного мироустройства.

Хотя в Тегеране в принципе было принято решение о создании международной организации безопасности после войны, в которой ведущую роль будут играть США, СССР и Великобритания, тем не менее основные уставные нормы этой будущей организации еще предстояло согласовать.

В ходе конференции в Думбартон-Оксе (август — сентябрь 1944 г.) главы дипломатических ведомств "большой тройки" обсудили основные уставные положения будущей международной организации безопасности. Было решено, что СССР, США, Великобритания, Китай и Франция станут постоянными членами будущего Совета Безопасности (СБ). В ходе конференции была детально обсуждена процедура применения права вето в СБ. Участники конференции после длительных дебатов пришли к единому мнению, что единодушие постоянных членов необходимо, когда решается вопрос о применении силы. Однако предложение советской стороны о том, что все республики СССР должны стать членами ООН (подобно британским доминионам) поддержки на конференции не нашло.

Ялтинская (Крымская) конференция (4—11 февраля 1945 г.) должна была поставить точку в дискуссии, начатой в Думбартон-Оксе и, кроме

того, в ходе конференции следовало обсудить другие вопросы, связанные с завершением войны и послевоенным мироустройством, представляющие взаимный интерес. По вопросу о Германии "большая тройка" была едина в том, что ее необходимо расчленить. После длительных дебатов И. В. Сталин и Ф. Д. Рузвельт уступили У. Черчиллю, согласившись на включение Францию в Контрольную Комиссию по Германии и на предоставление ей зоны оккупации в Германии. Не был решен вопрос о репарациях, хотя У. Рузвельт благосклонно отнесся к предложению И. В. Сталина о том, что из общей суммы репараций в 20 млрд долл. 50% должны быть переданы Советскому Союзу.

Было решено, что членами будущей Организации Объединенных Наций станут Белоруссия и Украина, в наибольшей степени пострадавшие от гитлеровского нашествия.

Организация Объединенных Наций

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Ф. Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран "оси".

В 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать ее устав. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе — октябре 1944 г. Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством -основателем.

Организация Объединенных Наций (ООН) формально существует с 24 октября 1945 г., к этому дню ее устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом. Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День ООП.

Что касается опеки ООН над колониальными владениями, то здесь У. Черчилль был непреклонен — Британская империя должна быть вне системы опеки. В конечном счете было решено, что система опеки будет распространена на подмандатные территории Лиги Наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор ООН.

В Ялте стороны фактически согласились со сложившейся моделью разграничения сфер влияния в Европе: Сталин не вмешивался в контроль союзников над Италией и Грецией, где были британские и американские войска; союзники не вмешиваются в советский контроль над Болгарией, Румынией и Венгрией. Что касается Польши, то единственная уступка, которую западные союзники смогли вырвать у И. В. Сталина — это его обещание включить в люблинское правительство "демократических" деятелей польской эмиграции. "Линия Керзона" в качестве восточной границы Полыни была окончательно утверждена; западная граница Польши должна была быть установлена на послевоенной мирной конференции.

Советский Союз обещая вступить в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе; в обмен на это И. В. Сталин выдвинул следующие условия (которые союзники должны были принять): сохранение

государственной независимости Монголии; возвращение России Южного Сахалина, восстановление советской военно-морской базы в Порт-Артуре, восстановление советских прав над КВЖД и ЮМЖД, передача СССР Курильских островов.

После смерти Ф. Д. Рузвельта начался неудержимый процесс ухудшения советско-американских отношений, который продолжался вплоть до ухода с политической арены И. В. Сталина и Гарри Трумэна. В связи с этим в исторической литературе много говорится о роли нового американского президента, Г. Трумэна, в этих негативных процессах. Безусловно, этот ограниченный и некомпетентный человек многое сделал для того чтобы испортить отношения между Москвой и Вашингтоном.

Не следует, однако, забывать, что существовали и объективные причины ухудшения советско-американских отношений. СССР так и не получил желанной широкомасштабной западной экономической помощи после Второй мировой войны — и в этих условиях Москва устанавливала все более плотный контроль в занятых Красной Армией районах Восточной и Центральной Европы с тем чтобы получить оттуда ресурсы, необходимые для восстановления Советского Союза. При этом были затронуты и американские интересы — прежде всего в Германии. С хозяйничаньем Советов в Восточной и Центральной Европе Вашингтон, скрепя сердце, был вынужден мириться во время войны; однако после разгрома Германии и Японии, в условиях, когда США располагали единственной в мире не разрушенной войной экономикой и Супербомбой, Москва была уже не нужна американским руководителям, твердо уверенным в том, что человечество вступает в Pax Americana (лат. американский мир).

Тем не менее процесс ухудшения отношений между союзниками по Антигитлеровской коалиции шел постепенно, и в 1945 г. коалиция продолжала существовать, свидетельством чему стала окончательная выработка устава ООН — всемирной организации безопасности. В апреле 1945 г., в результате мучительных переговоров между советской и американской делегациями — которые возглавляли, соответственно, В. М. Молотов и сенатор- республиканец Артур Ванденберг — продолжавшихся в Сан-Франциско почти месяц, была завершена выработка окончательной редакции Устава ООП. Советской стороне пришлось пойти на уступки по вопросу о праве вето на обсуждение в СБ ООН, однако было провалено неприемлемое для Москвы британское предложение о подчиненности региональных организаций ООН. Великие державы были едины в том, что решение о применении силы должно приниматься единогласно на СБ ООН; полномочия же Генеральной Ассамблеи ограничивались дискуссиями и рекомендациями.

В ходе Потсдамской конференции (июль — август 1945 г.) "большой тройке" (собиравшейся в последний раз) удалось принять очень важные решения по Германии (было решено проводить политику денацификации, демилитаризации, децентрализации и демократизации Германии во всех зонах оккупации); по созданию Совета министров иностранных дел пяти великих держав (СМИД); по Польше (было решено передать под управление польских властей восточные районы Рейха); по репарациям (СССР должен был получать их в основном в своей зоне оккупации и частично -

из других зон). Было дано поручение СМИД подготовить мирные договора с бывшими сателлитами. Было принято решение о выводе союзных войск из Ирана. Было принято принципиальное решение о пересмотре конвенции Монтрё. Наконец, в ходе работы Потсдамской конференции была принята Потсдамская декларация по Японии.

Потсдамская конференция:

слева направо — Клемент Ричард Эттли, Г. Трумэн, И В. Станин

Итоги Потсдамской конференции ясно показали, что Антигитлеровская коалиция доживает последние месяцы. Очень симптоматично было то, что именно в Потсдаме впервые была применена пресловутая "атомная дипломатия" (в ходе беседы Трумэна со Сталиным). 24 июля в ходе личной беседы со Сталиным Г. Трумэн сообщил ему, что в США создано "оружие чрезвычайной разрушительной силы", имея в виду успешное испытание атомного оружия в Ллмогордо (штат Нью-Мексико, 16 июля 1945 г.). И Трумэн, и Черчилль рассчитывали на то, что советский лидер начнет задавать вопросы, втянется в дискуссию и т.д. Однако И. В. Сталин нс проявил особого интереса к этому сообщению. Он только сказал, что рад услышать это и надеется, что Соединенные Штаты смогут "хорошо использовать" это оружие против японцев.