Общенаучные методы в исследовании систем управления
Полезно задуматься
Насколько разнообразны методы исследования ? Что такое общенаучные методы? Какую роль они могут играть в исследовании систем управления? Достаточно ли для исследования общенаучных методов, или только их дополнение конкретно-специфическими методами может дать хороший результат? Требуют ли общенаучные методы дифференциации условий и возможностей их использования?
Состав и использование общенаучных методов исследования
Современная наука обладает обширным арсеналом методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или иного конкретного исследования и в какой комбинации мы эти методы используем.
Выбор методов исследования и комбинаторное их использование определяются системным представлением о совокупности общенаучных методов исследования.
Первым шагом в понимании системы общенаучных методов исследования является классификация методов, позволяющая упорядочить представление об их составе, связях и особенностях (рис. 2.10).
Рис. 2.10. Общенаучные методы управления
Все методы исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические.
Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. Эмпирические методы, в свою очередь, можно разделить на две группы – методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации, вторая предполагает искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы. Эти особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и в экстремальных, они проявляются в полной мере.
Методы наблюдений могут быть разделены на методы прямого и косвенного наблюдения. Прямое наблюдение – это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций, а косвенное – это наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации временного режима наблюдений (выбор специальных отрезков времени).
Особым видом использования формально-логических операций являются методы мыслительного эксперимента, построенные на мыслительном моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения при изменении каких-либо параметров или условий функционирования. При этом эффект этих методов управления значительно повышается, если они сочетаются с имитационным моделированием с помощью компьютера и проигрыванием вариантов поведения объекта.
Мыслительно-логические методы исследования в значительной своей части построены на использовании приемов формальной логики, которыми исследователь должен владеть в полной мере. Поэтому к таким методам исследования можно отнести методы классификации и построения типологии, методы доказательства и конструирования гипотез, метрологические методы (методы оценок).
Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.
В практике исследований большую роль играет также признание и понимание выводов и рекомендаций, сделанных или разработанных исследователем. Поэтому к арсеналу методов исследования надо также отнести методы научного обсуждения и научной полемики. Многие исследовательские проекты и рекомендации возникали в результате успешно построенного и поставленного обсуждения проблем, научной полемики.
Это общая схема системы общенаучных методов исследований. Но некоторые из них требуют дополнительного объяснения и конкретизации, особенно те, которые играют наиболее существенную роль в исследовании систем управления.