Общая характеристика международно-правового регулирования классификации и кодирования товаров в таможенных целях: необходимость и направленность этого регулирования, его основные этапы
Попытки унифицировать товарную номенклатуру таможенных тарифов предпринимались также в рамках деятельности других организаций. Так, еще в 1920-е гг. идеи единой основы товарной номенклатуры таможенных тарифов выдвигались в рекомендациях Всемирной экономической конференции, работавшей под эгидой Лиги наций. В результате этого была принята Женевская номенклатура, которая все же не обеспечила необходимое сближение товарных номенклатур таможенных тарифов. В дальнейшем данная номенклатура была положена в основу Международной стандартной торговой классификации (МСТК), разработанной в рамках деятельности ООН. Однако достичь необходимой степени унификации товарной номенклатуры таможенных тарифов удалось лишь в результате создания ВТАО, в рамках деятельности которой и были разработаны и приняты основные международно-правовые инструменты сближения правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях, т.е. в сфере номенклатуры товаров в таможенных тарифах.
Определяющую роль в деле сближения национальных правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях, т.е. в области товарной номенклатуры таможенных тарифов, сыграла ВТАО, сделав данное направление своей деятельности одним из главных и приоритетных.
Можно выделить два основных этапа в процессе сближения правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях в рамках деятельности ВТАО:
1 этап – вступление в силу 11 сентября 1959 г. Конвенции о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах от 15 декабря 1950 г.
Эта конвенция впоследствии стала называться Конвенцией о Брюссельской товарной номенклатуре (Конвенция о БТН). Все государства, подписавшие данную Конвенцию, обязались строить свои таможенные тарифы по закрепленным в ней принципам классификации и кодирования товаров с сохранением названий разделов, глав, позиций и их нумерации.
Конвенция о БТН содержала 21 крупный раздел и 99 более узких глав. Товары смежных отраслей группировались в один крупный раздел, а внутри раздела товары соответствующих отраслей объединялись в главы. Главы в свою очередь разбивались на товарные позиции, подпозиции и субпозиции исходя из степени обработки товара. Каждая товарная позиция имела четырехзначный унифицированный код, где первые две цифры обозначали номер главы, а последние две – номер товарной позиции внутри главы.
Конвенция о БТН, определив общие принципы построения товарной номенклатуры и унифицируя крупные товарные позиции, разрешала государствам – участникам Конвенции выделять более мелкие позиции в своих товарных номенклатурах в соответствии с их национальными интересами. В связи с этим построенные по Конвенции о БТН таможенные тарифы государств содержали тысячи неунифицированных товарных позиций и подпозиций. В различных странах количество неунифицированных товарных подпозиций в тарифах составляло от двух до семи тысяч [1]. Это позволило государствам использовать неунифицированные товарные позиции в таможенных тарифах в протекционистских целях.
Конвенция о БТН получила большое распространение в мире, поскольку основанная на ней классификация товаров устроила многие государства и являлась достаточно гибкой. К концу 1960-х гг. на основе Брюссельской товарной номенклатуры были построены таможенные тарифы более 100 государств и около 75% международного товарооборота облагалось пошлинами по этой системе [2]. Брюссельская товарная номенклатура была взята за основу таможенных тарифов стран Западной Европы, Японии и некоторых других стран. Развитие процессов региональной экономической интеграции в немалой степени способствовало ее дальнейшему распространению.
Развитие мирового производства товаров, усложнение товарной структуры мировой торговли обусловили все больший рост количества неунифицированных товарных позиций в таможенных тарифах. Следствием этого стали существенные расхождения товарных номенклатур таможенных тарифов отдельных государств. Это обстоятельство поставило перед ВТАО задачу создания новой товарной номенклатуры, более приспособленной к требованиям времени.
Работа по созданию новой товарной номенклатуры таможенных тарифов была начата ВТАО в 1973 г. и проводилась в рамках Рабочей группы в составе 59 стран и при участии более 20 международных организаций, таких как ГАТТ, ЮНКТАД, ИСО (Международная организация по стандартизации) и др. Создание новой товарной номенклатуры базировалось на одном из последних вариантов Брюссельской товарной номенклатуры, позже переименованным в Номенклатуру Совета таможенного сотрудничества.
В работе над новым товарным классификатором были также использованы 12 различных международных и национальных товарных номенклатур. Создание новой товарной номенклатуры было завершено в 1981 г.
В 1983 г. ВТАО разработала и приняла проект Международной конвенции, закрепившей новую товарную номенклатуру. 14 июня 1983 г. под эгидой ВТАО была принята и открыта для подписания государствами Конвенция о ГС. Таким образом, наступил второй этап процесса сближения правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях в рамках деятельности ВТАО.
2 этап – разработка и принятие Конвенции о ГС.
Конвенция о ГС была разработана под руководством ВТАО в связи с тем, что технологические сдвиги и изменения в структуре мировой торговли обусловили необходимость внесения существенных изменений в Конвенцию о БТН. Это международно-правовое соглашение уже не могло обеспечивать соответствующую степень детализации товарных групп, адекватную требованиям таможенных органов, а также требованиям, предъявляемым к торговой статистике со стороны правительств и торговых групп [3].
Необходимость создания новой товарной номенклатуры обусловливалась потребностями в многоцелевой товарной номенклатуре, которая могла бы обеспечить сопоставимость национальных статистических данных о внешней торговле и более тесную увязку между внешнеторговой и производственной статистикой различных стран [4], а также машинную обработку документации и статистических данных. Новая товарная номенклатура должна была более полно охватить все обращающиеся в международном товарообороте товары, учитывая технологию их изготовления.
Деятельность ВТАО в данной сфере была направлена на разработку унифицированных международно-правовых норм, регулирующих классификацию товаров, приемлемую для всех государств, фиксацию единого понятийного аппарата таможенного дела, облегчающего понимание сотрудников таможенных органов, экспертов, участников мировой торговли разных стран. Кроме того, задачей принятия ВТАО новой номенклатуры – Гармонизированной системы описания и кодирования товаров – явилось создание возможности использования ее не только в таможенных, но и в статистических целях.
Принятая ВТАО 14 июня 1983 г. Конвенция о ГС вступила в силу 1 января 1988 г. На сегодняшний день участниками этой конвенции являются большинство стран мира, на которые приходится 85% объема мировой торговли [5]. Соответственно, основу таможенных тарифов данных государств составляет товарная номенклатура, закрепленная вышеуказанной конвенцией – Гармонизированная система описания и кодирования товаров.