Образ как специфическое, неполное, но адекватное знание о мире

Естественно, возникает вопрос о степени соответствия образа объекта (тела) и самого объекта – насколько они соответствуют друг другу. Можно указать на три принципиально различных ответа на этот вопрос:

1) наши образы есть чисто субъективные образования, за которыми нет никакой реальности;

2) психика есть система символов, знаков, иероглифов, кодов внешнего мира. Между психикой и миром существуют лишь изоморфные отношения. За образом есть объект, как за чувствованием – внешнее воздействие. Но психика ничего не говорит о природе и сущности воздействия – красный цвет существует только в ощущении, в мире же действуют электромагнитные колебания. Стол как реальный объект существует, но в какой степени он совпадает с образом, остается принципиально неясным;

3) психические образы есть более или менее верное отражение объектов внешнего мира или, другими словами, психика есть адекватное знание о мире.

Какие имеются основания для этих позиций? Каковы доказательства правильности этих утверждений?

Первое положение может быть подкреплено только патологией психики. Галлюцинации для больного – такая же реальность, как для нас образы внешнего мира, и убедить больного в том, что видимых им предметов в действительности нет, невозможно.

Второй ответ (или второе утверждение) основан, во-первых, на наличии иллюзий (неверного восприятия объектов), а во-вторых, на несовпадении чувствований и воздействий внешнего мира. Уже говорилось о том, что субъективное чувственное переживание является языком, на котором мы описываем внешний мир для себя (а значит, системой знаков), и поэтому есть лишь знак физико-химического воздействия на организм. Действительно, чувственное переживание звука или красного цвета не совпадает с воздействием из внешнего мира (колебаниями воздуха или электромагнитными излучениями). Но отраженный от стола пучок электромагнитных колебаний свидетельствует о способности стола отражать именно этот спектр колебаний и поглощать другие спектры, а звуковые волны, исходящие от объекта, говорят о наличии этого объекта в данной точке пространства и его способности создавать такие волны. Эти признаки объектов могут стать ощущениями и быть ориентирами для живых существ и регулировать тем самым их поведение.

И наконец, мы можем сказать, что образы объектов должны быть адекватными реальному миру, чтобы живое существо, ориентируясь с помощью образов, вело себя адекватно сложившейся ситуации. Ежедневная практика показывает, что наши образы адекватны тому предметному пространственному полю, в котором мы действуем. Мы не садимся мимо стула, не наталкиваемся на стены и выходим в дверь, обходим деревья и лужи как реально существующие объекты. Субъект восприятия уверен, что он видит и ощупывает реальные объекты. И только ученые говорят нам, что это субъективная иллюзия психического – создавать в образе реальность внешнего мира. Но мы едим не иллюзорное яблоко, а реальное, и сидим мы не на образе стула, а на реальном предмете, удерживающем нас от падения. Эта уверенность в реальности видимого, слышимого и ощущаемого мира определяется нашими действиями с реальными объектами нашего поля действия.

Поэтому когда мы говорим о чувствованиях, то их, как любой язык, можно назвать знаками реальных внешних процессов, а когда мы говорим об образах вещей, в том числе и об ощущениях, то должны признать их как верное, хотя и условное и неполное отражение реальных объектов. Каждый объект имеет множество свойств, а образ всегда формируется на своем языке (модальности переживаний), поэтому полнота отражения ограничена особенностями и возможностями языка. Это значит, что образ цветка у человека (в видимом спектре электромагнитного излучения) будет отличаться от образа того же цветка у пчелы (в ультрафиолетовом спектре излучения). Образы будут разными, но одинаково верными, отражая разные свойства объектов, которые представлены через различные процессы: ультрафиолетовое излучение после взаимодействия с объектом характеризует одни его свойства, инфракрасное – другие, спектр видимого света – третьи, ультразвук – четвертые и т.д. Поэтому мы должны говорить об экологическом принципе психического отражения: каждый вид живых существ отражает мир не таким, какой он есть, а таким, как удобно виду, а точнее в соответствии с задачами и требованиями деятельности субъекта. И это отражение, хотя и неполное, является адекватным той ситуации, в которой живут и действуют живые существа определенного вида. Л. С. Выготский писал, что живые существа в создаваемых ими образах искажают действительность в пользу своей деятельности.