Облигации
После полной оплаты уставного капитала акционерное общество в соответствии с его уставом (а также общество с ограниченной ответственностью) вправе по решению совета директоров (в ООО - по решению общего собрания участников) размещать облигации и иные ценные бумаги общества. Облигации общество может выпускать:
o под залог имущества;
o под обеспечение третьими лицами;
o без обеспечения.
Акционерное общество вправе выпускать облигации, конвертируемые в акции, в количестве не более числа объявленных акций определенных категорий и типов.
Облигация - стандартизированный юридический документ, пригодный для купли-продажи.
Классическая облигация - это долговое свидетельство, которое включает два главных обязательства:
а) обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока выпуска данной бумаги номинальную стоимость облигации;
б) обязательство эмитента выплачивать держателю облигации регулярный фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости, указанной на облигации.
Принципиальная разница между акциями и облигациями компании заключается в том, что, купив акцию, ее владелец (инвестор) становится одним из собственников выпустившей ее компании. Купив облигацию компании, инвестор становится се кредитором.
Компания получает возможность выпускать облигации, т. е. брать деньги взаймы, когда ее положение на рынке достаточно устойчиво. До этого момента единственный путь получить финансовые средства - эмиссия акций.
Молодая компания не располагает ни материальными гарантиями, ни авторитетом, которые позволяли бы ей выпускать облигации. Зрелая компания вправе выбирать, что ей выгоднее - осуществить дополнительный выпуск акций, расширив круг собственников, или же эмитировать облигации, получив тем самым долгосрочный заем.
На этот выбор влияют следующие факторы:
1. Конъюнктура фондового рынка. Если, например, курсы акций идут вверх, причем растет спрос и на эмитированные ранее акции данной корпорации, то дополнительный их выпуск имеет все шансы на успех. Когда курс выше среднего, для привлечения капитала необходимой величины требуется продать относительно небольшое число акций, и воздействие нового выпуска на степень рассредоточения контроля над компанией будет минимальным. При общем снижении курсов выпуск новых акций, наоборот, может столкнуться с большими трудностями или вообще окажется невозможным.
2. Уровень процентной ставки. Если она высока или имеет тенденцию к росту, это означает дороговизну кредитов и уменьшает привлекательность облигаций.
3. Характер предполагаемого использования инвестиций. Выпуск облигаций по общему правилу осуществляется, когда средства требуются для конкретной, строго определенной цели, когда доходы и расходы, ожидаемые в связи с финансируемым инвестиционным проектом, можно достаточно уверенно предсказать. Напротив, если фонды аккумулируются для целей, не ограниченных временными и точными количественными рамками, предпочтительнее при прочих равных условиях эмиссия акций.
4. Ликвидность компании в долгосрочном плане, т. с. ее способность выполнять свои долгосрочные обязательства. Эта способность оценивается коэффициентом платежеспособности (задолженности):
Чтобы не иметь проблем с кредиторами из-за слишком высокого удельного веса заемного капитала, компания должна следить за значением коэффициента задолженности: при эмиссии облигаций оно не должно превышать среднеотраслевого значения (например, для электроприборостроения среднеотраслевое значение данного коэффициента составляет - 0,8).