Объект и предмет социальной педагогики
Объектом социальной педагогики, т.е. той областью действительности, которую она изучает, является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий (Г. Н. Филонов). Социальная педагогика рассматривает процесс формирования личности в широком социальном аспекте, под влиянием всей совокупности социальных факторов и опирается на положение о том, что образование есть часть социальной среды, а социально-педагогическая инфраструктура – часть социальной структуры общества.
Предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, ОГЛАВЛЕНИЕ, сущность, принципы, методы и формы осуществления. Предмет социальной педагогики – это условия и способы, стимулирующие социальное становление личности, взаимодействие человека и социума, становление человека как полноценного члена общества, развитие его сущностных сил, дарований, способностей к интеграции с обществом и адаптации в меняющихся условиях социальной среды, к социальному творчеству и продуктивному взаимодействию как со средой, гак и с человеком, часто выступающим в роли клиента[1].
Социальная педагогика воспринимает человека независимо от возраста и социального положения как данность, как обладающего определенными личностными характеристиками (качествами) и способного в пределах физических и интеллектуальных возможностей к мобилизации своего потенциала к самодвижению в социально значимом направлении, самореабилитации и адаптации в новых условиях жизнедеятельности, к переходу в новое качественное состояние. Она рассматривает человека в единстве и взаимосвязи физического, психического и социального.
Социальная педагогика имеет свое предметное поле, т.е. свои задачи. Обобщенно можно определить следующие задачи социальной педагогики как науки и сферы ее практического приложения:
1) научное обеспечение социализации личности в гармоническом единстве с ее индивидуальным развитием;
2) исследование возможностей многопланового влияния педагогической науки на социум и процесс социализации личности;
3) изучение способов и условий использования и умножения педагогического потенциала социума;
4) педагогическое регулирование отношений, влияющих на процессы социализации и развития личности;
5) преобразование социально-педагогической действительности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, ее социализации, развития и успешной интеграции в общество.
Задачи социальной педагогики тесно связаны между собой, и потому эффективность влияния социально-педагогической пауки на гармонизацию человеческих отношений во многом зависит от комплексного решения этих задач.
Очевиден широкий диапазон социально и личностно значимых проблем и задач, в решении которых призвана участвовать социальная педагогика. Среди них задачи социальной профилактики, реабилитации, помощи людям в экстремальных ситуациях, противодействие алкоголизму, наркомании и многие другие.
Основные категории социальной педагогики
Как и любая другая наука, социальная педагогика имеет свой категориально-понятийный аппарат, научные категории и понятия.
Категории – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории социальной педагогики образуются как результат обобщения научного поиска и социально-педагогической практики. Поскольку социум, общественные отношения, образование, наука по своей сути динамичны, то и категории социальной педагогики постоянно обогащаются новым ОГЛАВЛЕНИЕм, уточняются и количественно пополняются.
Будучи интегративной наукой, социальная педагогика в своем категориально-понятийном аппарате довольно широко использует термины и понятия других наук (педагогики, социологии, философии, психологии и др.), наполняя заимствованные понятия специфическим для социальной педагогики смыслом.