Независимая практика в классе

Международное тестирование по программе PISA постоянно выявляет недостаточное умение российских выпускников основной школы делать самостоятельные оценки фактов, событий, опираясь на полученные в школах знания. Развитию этого умения максимально способствует составление эссе, которое еще мало практикуется в школах. В продуктивно организованном учебном занятии составление эссе является обязательным видом самостоятельной практики на уроках языка, литературы, истории, других гуманитарных предметов.

Эссе (фр. essai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание) – это очень краткое самостоятельное изложение пройденного материала, в котором обучаемый отражает свое понимание и собственное отношение к изученному. Навык составления эссе максимально способствует развитию таких качеств, как самостоятельность мышления, критическое отношение к прочитанному или услышанному, формирование умения использовать знания всех школьных предметов.

На продуктивном учебном занятии школьники дети самостоятельно работают над заданиями от 50 до 70% времени урока. Если мы хотим, чтобы бо́льшая часть этого времени действительно шла на усвоение знаний, то ученики не должны отвлекаться. Не мгновенный и быстро затухающий интерес, а воля, сознательно воспитанное внимание, прилежание должны помогать им в этом. Прилежание когда-то оценивалось специальным баллом, настолько важное это было качество. Выпускники гимназий с отличным баллом за прилежание ценились высоко.

Стержень продуктивного урока – практические занятия с высоким уровнем и качеством педагогической поддержки со стороны учителя и одноклассников. Повышению эффективности самостоятельной работы способствуют:

1) многоразовое оттачивание, шлифование умений и навыков. Цель любой практики заключается в том, чтобы добиться мастерства, т.е. способности пользоваться навыком безошибочно. Оттачивая навык, учитель проводит ученика через разные стадии практики, которые характеризуются различной степенью помощи с его стороны. Такого рода прогрессия нужна, чтобы обеспечивать необходимую поддержку ученика до тех пор, пока он не достигнет уровня самостоятельного владения соответствующими знаниями, умениями. Метод оттачивания отдельных блоков гарантирует от ошибок на ранних стадиях изучения материала, когда уязвимость памяти еще очень высока и легко может запомниться неправильный опыт. Нередко бывает, что начальная ошибка в дальнейшем ведет к перекручиванию всей информации. В процессе обучения учитель обеспечивает корректирующую обратную связь, вовремя исправляя допущенные ошибки и закрепляя правильно усвоенное. Когда ученики смогут выполнять работу с достаточной точностью, они готовы к независимой практике. Помощь им уже не нужна, и можно выходить на домашнее задание;

2) увеличение длительности выполнения практических заданий. Исследования показывают, что чем больше времени было в совокупности выделено на практическую отработку материала, чем больше было возможностей попрактиковаться, тем дольше будут сохраняться знания и навыки в памяти. Короткие, но интенсивные периоды работы обеспечивают лучшее усвоение и сохранение материала, чем более длительные. Для младших школьников короткие (по 5–10 мин) практические упражнения, которые чередуются в течение одного или больше дней с другими видами работы, будут эффективнее, чем одноразовые 30–40-минутные упражнения. Старшие школьники способны выполнять длительную работу, но и для них более эффективны короткие упражнения;

3) интенсивное наблюдение за работой каждого школьника на начальной стадии практики. Ошибки, допущенные на этой стадии, могут закрепиться и в дальнейшем препятствовать сознательному обучению, поэтому необходима постоянная корректирующая обратная связь, чтобы ошибки не отложились в памяти. Информация о том, как действовать правильно, будет предотвращать ошибочную концептуализацию уже на ранней стадии обучения. Это помогает снизить уровень тревожности учеников: выполняя практические упражнения, они будут уверены, что в случае необходимости их действия будут немедленно откорректированы. Важно не только предотвращать укоренение ошибок па ранней стадии, по и иметь полное представление о динамике формирования навыка;

4) отслеживание показателя правильности выполнения заданий. Когда уровень точности выполнения заданий достигнет 75– 80%, можно переходить к следующему уровню практики. Следя за коэффициентом готовности, учитель может быть уверен, что в действиях будет закреплять успешный опыт, анеошибки;

5) равномерное распределение практических упражнений, разнесение общего количества практических упражнений на весь период обучения. Известно, что без повторения в течение 24 ч забывается две трети полученной информации. Но если в течение достаточно длительного промежутка времени (например, трехчетырех месяцев) регулярно проводить повторение изученного материала, то можно добиться перехода в долгосрочную память почти всей полученной информации. Наиболее распространенная ошибка учителя – прекращение упражнений, когда достигнуто первое безошибочное выполнение задания. Для качественного обучения необходимы регулярные возвращения к важному материалу;

6) небольшая длительность промежутков между практическими упражнениями. Общая рекомендация здесь такая: в начале обучения упражнения проводятся чаще, но как только ученики выходят на уровень самостоятельной практики, упражнения проводятся реже – сначала через день, потом через два дня, через шесть и, наконец, через 15 дней.