Неолитическое искусство
Разнообразное и высокоразвитое, неолитическое искусство представляет собой значительное культурно-историческое явление. Оно представлено орнаментом на керамических сосудах, мелкой пластикой (фигурки животных, птиц и людей) и наскальными изображениями.
На обращенных к югу скалистых берегах рек и озер в неолите создавались целые галереи наскальных изображений. Наиболее ранние из них относятся к самому началу голоцена. Сейчас наскальные изображения широко известны на всех континентах, где обитал человек. В Европе скопления наскальных изображений открыты в Швеции и Норвегии (Богуслен, Таннум), в Северной Италии (Велкамоника), в Португалии и Испании, в Северной Африке (Тассили) и на юге - в ЮАР, на Аравийском полуострове. Наскальных изображений много в Индии и Пакистане, они есть в Китае, Корее и Японии. На Американском континенте памятники наскального искусства известны в Канаде, США, Аргентине, Чили и Бразилии, они обнаружены и в Австралии. Многие из них открыты за последние десятилетия. Все найденные памятники свидетельствуют о том, что наскальное искусство является важнейшим общечеловеческим явлением истории и культуры.
Наскальные изображения, или петроглифы, обнаружены в самых различных регионах России и стран СНГ - почти везде, где обитали неолитические охотники и рыболовы и где был камень: на Кавказе, в Средней Азии, Сибири, на Урале, Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. В них отразились особенности исторического развития больших территориальных общностей Северо-Восточной Европы, современной Украины, Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Урала, лесной полосы Сибири, Алтая, верховьев Енисея, Восточной Сибири, Приамурья и Северо-Восточной Азии.
В каждом из этих регионов петроглифы имеют свои особенности. Так, обособленную группу изображений представляют амурские и уссурийские петроглифы, где главным сюжетом является изображение чудовищных личин с ушами, змей и солнечных дисков. Наиболее характерные для неолита Дальнего Востока рисунки найдены у с. Сакачи-Алян на берегу Амура. В них отражено своеобразие местной культуры предков современных тунгусо-маньчжурских племен. На северо-восточной оконечности Азиатского материка расположены писаницы древних охотников на морского зверя.
Рис. 24. Неолитическое искусство: скульптуры животных из кости и камня
Своеобразны неолитические наскальные рисунки таежной и лесостепной зон Сибири. К ним относятся знаменитые изображения у д. Шишкино и писаницы на реках Лена, Ангара, наскальные изображения у д. Усть-Писаная на р. Томь. Неолитические охотники сибирской тайги изображали в основном животных и прежде всего хозяина сибирской тайги - лося, который был основным объектом охоты. Следует отметить, что образ животного передавался ими с необыкновенной точностью: тщательно прорисовывались массивная передняя часть туловища с типичным горбом, мягкие пышные губы, тонкие изящные ноги. К петроглифам таежной Сибири по сюжетам и технике близки наскальные рисунки севера европейской части России. Они встречаются в районе Онежского озера и на побережье Белого моря.
На Онежском побережье на скалах Бесова Носа изображены олени, антропоморфные фигурки со звериными головами, идущие на лыжах люди, водоплавающие птицы, среди которых выделяются лебеди с длинными, грациозно изогнутыми шеями, исполинская рыба (скорее всего, сом), символы Солнца и Луны и огромная человекообразная фигура, олицетворяющая духа-покровителя удачной охоты или, возможно, мифического предка.
Рис. 25. Наскальные изображения позднего неолита лесной территории:
1 - фрагмент Томской писаницы, 2-4 - мифологические сцены
Памятники наскального искусства обнаружены на Белом море, в низовьях р. Выг. Более 300 рисунков обнаружено у Бесовых Следков: цепочки следов босой ступни, стадо лосей, погоняемое охотником на лыжах, лебеди, тюлени. В Залавруге выбиты изображения оленей, лодок, групп лыжников, сцены охоты на морского зверя.
В Средней Азии и Казахстане известны комплексы изображений в горах Тамгалы в Казахстане и Саймалы-Таш в Киргизии. К ним очень близки по сюжетам наскальные изображения Монголии и Горного Алтая - Калбак-Таш, Елангаш и др. Большое количество наскальных изображений открыто на территории монгольского Алтая. Основным объектом творчества у живших здесь неолитических племен были вооруженные луком и стрелами охотники, горные козлы и бараны.
Большой интерес представляют петроглифы Кавказа. Пожалуй, наиболее ценными среди них являются наскальные изображения в Кобыстане на Апшеронском полуострове. Рисунков здесь очень много, они различны по времени создания (от самых ранних мезолитических, до средневековых, процарапанных ножом изображений всадников и караванов верблюдов). Наиболее ранние из них были выполнены в неолите и представляли собой целое панно из танцующих человечков, контурные изображения быков, стада лошадей и лучников. Наскальное искусство, в котором представлены большие группы животных и солярных знаков, найдены в ущельях Дагестана.
Наскальное искусство, возникнув в неолите, развивалось и в последующие археологические периоды, много новых петроглифических памятников было создано в эпоху бронзы. К последующим эпохам относятся изображения на памятниках, возникших в неолите и особенно в эпоху бронзы, а в некоторых горных местностях оно доживает до современности. Вместе с тем надо отметить принципиальное отличие наскального искусства от палеолитической пещерной живописи, древнейшего искусства. Прежде всего это искусство другой эпохи, не только исторической, но и природной: палеолитическая живопись - искусство плейстоцена, ледниковой эпохи, а наскальное - искусство голоцена, нашей природной эпохи. Разница и в том, что искусство открытых площадей рассчитано на зрелищность, эмоциональность восприятия и массовую информативность. Это важный материализованный элемент духовной культуры, составляющий единое целое с природной средой, мифологией и эпосом, зарождавшимся в неолите. В неолите сложились основные приемы нанесения рисунков и характерные основы художественного стиля, возникло представление о культовом животном.
Существовало несколько приемов исполнения изображений - красной охрой, путем выбивания контура на поверхности камня и прочерчивания. Нарисованных изображений меньше. Рисунки выбивали твердым камнем. При помощи выбивки достигалась определенная рельефность рисунка: например, оставляли выпуклыми глаза у лося, ноздри, разрез рта. Иногда путем выбивки показывали скелет и внутренности зверя. В технике нанесения рисунка существовали определенные приемы. Особенностями художественного стиля является плоскостное профильное изображение животных, отсутствие переднего и заднего плана. Человеческие фигуры чаще всего изображали в фас, с повернутой в профиль головой. В рисунках не соблюдались пропорции: рядом с маленьким лосем могли изобразить непропорционально большого человека.
Все эти приемы важны как факт, характеризующий художественные особенности этого вида искусства, как его закономерности, с которыми мы встречаемся везде: на севере и юге Европы, в Сибири и Центральной Азии.
Примерно к этому же времени относятся древнеегипетские изображения на папирусах, где можно было бы изобразить передний и задний план картины, которые, однако, содержат все те же плоскостные в большинстве своем, профильные рисунки. Значит, эта особенность была вызвана чем-то другим, очевидно, особенностями восприятия и художественной передачи образа, характерной для человека того времени, где бы он ни жил - в Сибири, Европе или на берегах Нила.
Особенностью наскального искусства является сочетание условности, даже схематизма, с реализмом в манере изображения. Наскальное искусство по своей сути отличается от искусства нового времени. Смысл его очень глубок, а образы наделены значительным ОГЛАВЛЕНИЕм: в них запечатлены легенды, предания и мифы о происхождении рода, о предках, о строении Вселенной, действующими лицами которых были мифологические персонажи. Нередко рисунки носят повествовательный характер - это сцены размножения животных, картины охоты или просто отдельные изображения птиц, зверей, рыб. В целом петроглифы отображают не только духовную, но и материальную жизнь людей.
В отдельных рисунках и сюжетных группах прослеживаются темы, которые волновали неолитических охотников и были связаны с их повседневной жизнью. Они как бы застыли на тысячелетия в писаницах, придав им глубокий внутренний смысл. Присутствуют два мотива - сцены размножения животных и охоты. Первый отражен на памятниках в изображениях спаривания животных. В оплодотворении звериной самки иногда участвует антропоморфное мужское существо с головой зверя. Второй мотив - удачной охоты - также отражен на многих памятников. Сцены охоты известны в Залавруге, на Урале, на Томи, Ангаре и Лене. На писаницах показаны все приемы охоты: с гарпуном, луком и стрелами, петлей, загонная охота и покол. Он был широко распространен в древности во время сезонных перекочевок копытных животных. В местах переправы через реки охотники устраивали засады и убивали выходящих на берег животных.
Возникшие в неолите и последующей эпохе бронзы памятники наскального искусства свидетельствуют о многом. Вероятно, они являются образами священных животных, характерных для той или иной местности: олень, лось, горный баран или козел, бык. Священным был и сам камень, на который наносились изображения. Со временем эти священные места становились природно-историческими святилищами.
На неолитических поселениях встречаются небольшие скульптурные изображения лосей или лосиных голов, медведей, антропоморфных фигурок. Они были выполнены из камня, дерева, кости, рога и передают образ животного и служили оберегами, амулетами.
В неолите наблюдается расцвет орнаментального искусства. Орнаментом украшены все керамические сосуды неолита. Вероятно, он украшал и одежду, возможно, жилище и бытовые предметы, сочетая в себе художественность, ритмичность и информативность. В основе орнамента всегда лежит знак, а ритмично повторяющиеся одни и те же знаки (фигуры) составляют орнаментальное поле. Технически орнамент на керамику наносился тремя приемами: оттиском или штампом, прочерчиванием и краской (расписной орнамент). Орнамент богато украшает неолитическую керамику, является важным показателем ее принадлежности к той или иной культурной общности. Неолитический орнамент на керамике многообразен по сюжетам и приемам. Использовалось ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Наряду с геометрическими фигурами на сосудах схематично изображены символы дерева, воды, дождя, животные или их атрибуты (рог, копыто), водоплавающие птицы. Чередуя элементы орнамента, неолитический человек получал сложный, гармоничный и нарядный информативный узор, свидетельствующий в то же время о его высоком художественном вкусе.