Наука как основа инновационной системы
Одна из важнейших структурных характеристик современной науки - ее инновационность. Инновационность науки - это не только ее нацеленность на получение нового знания, открытие новых свойств и закономерностей исследуемых объектов, но прежде всего ее вклад в развитие экономического потенциала общества, в создание новых потребительских стоимостей. А все это, как показало тесное взаимодействие науки, промышленности и экономики уже начиная с конца XIX в., возможно только в том случае, если производимые товары и услуги основаны на научных знаниях. Но для того чтобы это произошло, необходимо было приложить немалые усилия, сделать науку существенным фактором экономического развития общества, важным звеном всей его инновационной системы. Основная проблема заключалась в таком переструктурировании научной деятельности, чтобы последнее ее звено оказалось уже начальным звеном определенного производственного цикла. Такое переструктурирование традиционной науки, которая считала своей главной и, по существу, единственной задачей открытие новых свойств и отношений объектов, началось уже с конца ХГХ в., времени создания так называемой промышленной науки. В структуре науки и научной деятельности было выделено четыре основных звена: фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, создание и испытание прототипа нового изделия. В русском языке такое структурное представление науки в виде последовательности указанных выше ее звеньев получило название НИОКР. Предмет и цель фундаментальных исследований как исходного звена всей структурной цепочки научной деятельности - открытие и точное описание свойств и закономерностей исследуемых объектов. Как оказалось, по своему объему (и с точки зрения количества занятых в этом звене исследователей, и по размерам финансирования) фундаментальные исследования занимают только 5-7 % всего объема структурной цепочки науки. Второе место по своему объему в инновационной структуре науки занимает прикладная наука (25-30 %). Предмет и цель прикладных научных исследований - поиск различных областей применения фундаментальных знаний, а конечная задача - создание полезных когнитивных моделей, т.е. таких знаний, которые являются теоретическим прообразом будущих возможных артефактов - материальных продуктов и процессов, созданных в ходе практической деятельности человека (разного рода машин, механизмов, строительных конструкций, технических сооружений и товаров с новыми потребительными свойствами, приборов, различного рода сервисных услуг, новых технологий, в том числе социальных и гуманитарных). Следующее звено инновационной структуры науки - это опытно-конструкторские разработки. На них приходится около 40-45 % всех трудозатрат в науке (численность занятого научного и инженерного персонала, финансирование, стоимость оборудования и т.д.). Предмет и цель научных исследований на этом этапе - это материальное воплощение полезных моделей в конкретных образцах, их конструирование, испытание на предполагаемые свойства, доводка степени их интенсивности до требуемых значений, последующее испытание образцов на их надежность, экономичность, безопасность и экологичность. Наконец, завершающее звено научной инновационной цепочки - это разработка прототипа будущей конкретной потребительной стоимости, которую можно было бы запустить в массовое производство и продажу. Она занимает около 15-20 % объема всей научной деятельности, ее финансирования и трудозатрат. Это конечное звено инновационной структуры науки одновременно является начальным звеном уже собственно производственной экономической цепочки (т.е. массового производства, сбыта и потребления определенных товаров или потребительных стоимостей).
Будучи встроенной в качестве одного из звеньев экономической системы современного общества, наука неизбежно стала объектом, подпадающим под сферу действия экономических законов и экономическую оценку характера эффективности ее идей и их значимости для общества как потребителя наукоемкой продукции, т.е. товаров, созданных на основе соответствующего научного знания. Как показывают экономические расчеты, доля науки в виде ее вклада в общую стоимость большинства современных наукоемких товаров и услуг достигает в среднем 10-20 %. При этом необходимо отметить, что около 90 % современного мирового рынка товаров и услуг состоит из наукоемкой, в основном высокотехнологичной продукции. Таким образом, именно наукоемкая продукция (ее количество и качество) является сегодня главным конкурентным преимуществом любой страны в экономическом соревновании на мировом рынке. Видимо, этот показатель мощи и перспективности любой национальной экономики останется главным и на ближайшее будущее. Зависимость современной науки от экономики определяется, во-первых, решающим влиянием последней на выбор тех или иных направлений и тем научных исследований как наиболее востребованных и перспективных. Во-вторых, зависимость науки от экономики непосредственно определяется размерами ее финансирования со стороны частного бизнеса и государства. Во многом этот размер зависит от предполагаемой или осуществленной реализации произведенной наукоемкой продукции. При этом науке справедливо возвращается ее доля добавленной стоимости в общую стоимость произведенной и реализованной продукции. В целом возвращение этой заработанной наукой стоимости (в виде ее денежного эквивалента) распределяется по звеньям инновационной цепочки науки в полном соответствии с вкладом (объемом трудозатрат) каждого из звеньев во вновь созданный инновационный продукт. Это в полной мере относится и к такому звену науки, как ее фундаментальные исследования. Стоимость современных фундаментальных исследований в абсолютных размерах чрезвычайно высока. В развитых странах (США, Япония, Китай и др.) она достигает десятков миллиардов долларов в год и постоянно растет. Это происходит прежде всего за счет чрезвычайно большой стоимости и постоянного удорожания приборной базы науки, научного оборудования, недвижимости (земли, зданий и сооружений), материалов для исследования, энергетических расходов, экологических затрат, затрат на безопасность проводимых исследований, информационное обеспечение, оплату сотрудников и др. Поэтому сегодня далеко не все страны могут позволить себе проводить фундаментальные исследования на высоком уровне, и ни одна страна в мире, даже США (больше всех в мире тратящая на развитие фундаментальных исследований - около 20-30 млрд долл. ежегодно), уже не в состоянии позволить себе подобные исследования по всему исследовательскому фронту науки. Выход из этой ситуации только один - концентрация финансов и научных усилий только на приоритетных направлениях, которые каждая из стран определяет для себя самостоятельно, исходя из своих экономических возможностей и политических интересов. Поскольку время для получения прибыли от средств, вложенных в развитие фундаментальной науки, в среднем 7-10 лет, частный бизнес по чисто экономическим соображениям не может позволить себе такой риск. Поэтому во всех развитых странах основное бремя расходов на поддержание и развитие фундаментальной науки берет на себя государство. Ее финансирование осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета (т.е. на деньги налогоплательщиков) . Отношение доли расходов государства и частного бизнеса на финансирование фундаментальной науки во всех развитых странах составляет примерно 9 к 1. Финансирование фундаментальной науки государством основано на понимании огромной (исключительной) ее роли в обеспечении стратегических целей и интересов всего общества, поддержании на должном уровне обороноспособности страны и защиты ее граждан от нападения извне, необходимости развития всей инфраструктуры страны в целом (транспорт, дороги, связь и т.д.), систем здравоохранения, образования, культуры и др. Хотя финансирование фундаментальной науки за счет государственных средств частично выводит ее из сферы жесткого контроля со стороны законов рыночной экономики, однако это не означает предоставления науке абсолютной суверенности, свободы и независимости по отношению к потребностям общества и государства. Напротив, эти потребности оформляются в виде конкретного государственного и общественного заказа науке и являются существенными детерминантами в определении основного содержания науки, ее приоритетных направлений на конкретном временном интервале ее развития.
Время свободной науки, ее развития только ради поиска некоей объективной истины прошли окончательно и безвозвратно. Наука стала для современного общества слишком дорогой, а подчас и небезопасной по своим применениям, чтобы освободить ее из-под контроля общества и государства. Инновационный характер современной науки оказал важное влияние на ее понимание как системы знания и познания. Сильное замыкание современной науки на практику и обслуживание ее потребностей породило, в частности, узко прагматическое ее истолкование как множества практически полезных идей и гипотез. Культурная и мировоззренческая значимость научного знания стала уходить на второй план или вообще забываться. Методологическое противоядие такому узко прагматическому истолкованию науки может быть только одно - введение и четкое различие в структуре науки двух разных типов научных истин: теоретических и практических. Конечно, при этом возникает тонкий и сложный вопрос о соотношении этих видов истин. Однако только при интерпретации части научного знания как объективно-истинного знания о мире возможно сохранение мировоззренческой функции науки в обществе. А это имеет важное стратегическое значение для развития всей современной культуры и характера будущего человеческого общества.